За уничтожение Уральского отделения РАН, по сути, взялось ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). Двадцати институтам Екатеринбурга, составлявшим УрО РАН, «предложено одобрить» слияние в Уральский федеральный исследовательский центр — УрСИТ. Это беспрецедентный случай, когда чиновники, уже объединив по 3–5 институтов на периферии, замахнулись на научные организации, составляющие основу крупнейших региональных отделений.
Уральское отделение РАН было создано в 1986 году (оно входит в триаду крупнейших российских региональных отделений РАН вместе с Сибирским и Дальневосточным отделениями). До пресловутой реформы РАН, запущенной в нашей стране в 2013 году, в УрО РАН было 44 института. В результате активных действий ФАНО 25 научных организаций Урала, работавших на окраинах региона в качестве юридических лиц, были уничтожены в предыдущие годы: они вошли в единые центры — Пермский, Ижевский, Коми. Люди жаловались, говорили о невозможности сливать под одной «крышей» медиков с сельскохозяйственниками, а физиков с лесотехниками, но их никто и слушать не стал. У ученых была надежда, что чиновничий каток ФАНО не пройдется по центрам отделений, расположенным в столицах регионов — Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке...
Увы, их надежды не сбылись. 12 октября филиал ФАНО на Урале созвал комиссию, которая обсудила дальнейшую судьбу 20 ведущих уральских институтов. По сути директоров поставили перед фактом о необходимости слияния (а попробуй кто-нибудь откажись — деньги-то на все выделяет ФАНО). В общем, составить свое мнение о предложенной реструктуризации времени было дано до 26 октября. Неделя на раздумье о судьбе российской науки в азиатской части страны....
— Интересно, как проводятся такие решения, — рассказывает академик Геннадий Месяц — один из основателей Уральского отделения. — Руководство ФАНО открестилось от данной инициативы, сказав, что она принадлежит уральскому филиалу ФАНО... «Против» высказался руководитель отделения академик Валерий Чарушин... И тем не менее в четверг было принято решение об объединении. Кто это решил-постановил, непонятно. «Вот есть такая инициатива, даны общие указания — провести реструктуризацию, сделать сокращения», — говорят в филиале. Когда так говорят в плане поднятия повышения эффективности — это одно. Но когда воедино сливаются биология, сельское хозяйство и физика — о какой эффективности может идти речь? Дело доведено до абсолютного абсурда. Все говорят об эффективности, но как будет усиливаться физика, если ее объединят с ветеринарией?
Самое страшное, что может происходить в науке — это когда объединяются разные направления и делят между собой деньги. О том, смогут ли дальше такие ведущие институты с мировым именем, как Институт органического синтеза, Институт электрофизики, имеющий три госпремии, несколько правительственных и международных премий, Институт химии твердого тела, так же эффективно работать, как раньше, в условиях слива в один колхоз, никто, похоже, не думает.
Все институты УрО РАН создавались постановлением правительства. Как только они будут слиты в одно юрлицо, они обретут статус лабораторий, и каждый из них можно будет закрыть уже по одному распоряжению директора нового центра. Как стало известно «МК», на это место метит не кто иной, как замруководителя уральского филиала ФАНО г-н Сандаков, который ранее работал в одном из институтов ответственным за... оформление таможенных документов.
Сбываются худшие прогнозы: командовать наукой намерены шариковы и швондеры, ничего в науке не понимающие. Так мы развиваем научно-технический потенциал России.
Источник:
Московский комсомолец