Как заявил в интервью ТАСС глава консалтинговой и аудиторской компании PwC International Деннис Нелли, компании, работающие в сфере интернет-торговли и социальные сети могут уже в недалеком будущем потеснить традиционные банки на рынке финансовых услуг.
В числе таких игроков китайская Alibaba, американский Amazon, а также социальная сеть Facebook. В России эта тенденция также обозначилась совершенно отчетливо: у нас есть "ТинькоффБанк", занятый исключительно интернет-банкингом, осваивает эту нишу "Сбербанк" и другие традиционные финансовые учреждения.
«Банки в том виде, в котором мы их знаем сегодня, полностью изменятся в ближайшем будущем. Этот сектор претерпит глубочайшие изменения в результате использования новых технологий», - указал эксперт. По его мнению, эти компании смогут составить конкуренцию обычным банкам благодаря накопленным базам данных о пользователях. «Эти организации идут в финансовые услуги, создают собственные банки и с помощью больших данных начинают оказывать услуги похожие на услуги традиционных банков», - добавил глава PwC International.
По словам Нелли, для того, чтобы остаться конкурентоспособными, банки уже меняют модель поведения. «Традиционные банки начинают агрессивно использовать новые технологии, для того чтобы менять свои модели бизнеса и оставаться конкурентоспособными», - сказал Нелли. Это мнение, в частности, подтверждают последние события в секторе. Так, Alibaba запустила собственный онлайн банк в середине прошлого года. Компания также развивает собственный сервис электронных платежей и платформу для инвестиций.
Вот и Греф считает, что банки ждет вымирание
Между тем, глава Сбербанка России Герман Греф на Гайдаровском форуме также отмечал, что обычные банки ждет постепенное вымирание – он полагает, что через пять лет в России не останется ни одного банка, который не использовал бы цифровые технологии. Сам Сбербанк приобрел крупнейшего российского оператора электронных платежей «Яндекс.Деньги» и создал дочернюю компанию «Сбербанк-Технологии».
Советник президента РФ по интернету Герман Клименко в интервью "Эксперт Online" также отметил успешное развитие интернет-банкинга в России, что соответствует его концепции "интернет плюс другие отрасли". Он кстати считает, что "разница между интернетчиками-банкирами и классическими банкирами больше, чем мужчина и женщина". Компетенция интернет-банкинга, по мнению советника президента, уникальна и носителями ее являются люди "из интернета", а не из банковского сектора. Это подтверждается и опытом "Сбера", купившем, а не создавшем "с нуля" компанию по финансовым интернет-услугам, и тем, что иностранные интернет компании идут в эту нишу.
Радужное будущее
Мнение, что Алибаба и Фейсбук могут потеснить банки, имеет высокие шансы на реализацию, считает и руководитель направления финансовых рынков центра "Общественная Дума" Дмитрий Липатов. Сейчас уже происходят шаги в этом направлении и поскольку всё развивается довольно быстро в нынешних условиях, то изменение формы банковских услуг вполне ожидаемо.
Гиганты интернет-торговли и социальные сети действительно могут в скором времени потеснить традиционные банки на рынке финансовых услуг. Данные компании успешно и уже довольно долго покоряют различные сферы бизнеса. Приход в банковский сектор - только дело времени. Причем базы данных и доступ к широкому кругу клиентов для этого уже у них есть, а это один из основных моментов для успешного бизнеса. Примерно в ближайшие пять лет, полагает Дмитрий Липатов, стоит ожидать явных и коренных перемен в данном вопросе. Вероятно, будут охвачены все сегменты и виды банковских услуг. Все из них можно реализовывать через онлайн-площадки.
Между тем, в РФ сейчас не существует полноценной правовой, регулятивной базы для таких банков. Её надо будет расширять, вводить изменения и новые правила. Российское банковское законодательство главным образом ориентировано на традиционные банки. Будущее у подобных банков вполне радужное. С учетом развития современных технологий, ускорением темпа жизни спрос на услуги данных банков будет высоким, что обеспечит им высокие прибыли и постепенно приведет к трансформации традиционных видов банков".
"Лоббистские возможности банков весьма велики"
Создавая разветвленные клиентские сети и соответственно базы данных, а также предоставляя сервисы в виде онлайн-заказов и покупок, мониторя в дальнейшем своих клиентов на предмет лояльности и новых покупок, крупные компании, специализирующиеся на интернет-торговле, бесспорно, видят огромный потенциал, который заложен в использовании новых цифровых технологий при обслуживании, и самое главное, привлечении клиентов, указывает профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев.
«Однако я не стал бы прогнозировать в ближайшем будущем их экспансию на рынок традиционных банковских услуг, – говорит профессор. – Во всяком случае на российском рынке уж точно. Возможности банковского сообщества и лоббирования интересов финансово-кредитного сектора весьма велики и одномоментно допустить потерю даже какого-то одного экономического сегмента в сегодняшних непростых условиях для банков будет весьма ощутимо».
К тому же, добавляет эксперт, есть определенные требования законодательства по противодействию отмыванию преступно полученных доходов и финансированию терроризма. Сегодня эта система инкорпорирована в систему банковского обслуживания, банки являются одной из сторон исполнения этого законодательства и любому новому субъекту на рынке банковских услуг будут весьма сложно встроиться в уже сложившуюся стратегию противодействия незаконным финансовым операциям. Можно предположить, что сами банкиры видят возникающие вызовы и угрозы стабильности традиционному банкингу и принимают необходимые меры по развитию онлайн-технологий и электронных платеже с тем, чтобы на достойном уровне победить в конкурентной борьбе с желающими отрезать кусок от их пирога.
Источник:
Эксперт. Online