Непревзойденный по креативу, функциональности, размаху и "месседжу" будущим свободным поколениям музей имени Бориса Ельцина вчера открылся в Екатеринбурге.
И, судя по всему, только возрастать будет народная любовь к великому уральцу, и без того переполняющая пылкие сердца свободных демократов нашей прекрасной родины. Теперь память о великом деятеле, свергшем тоталитарный режим, запечатана в черный камень облицовки богатого бизнес-центра (глянцевый черный будто напоминает могильные ансамбли авторитетов из 90-х), многострадальный памятник - Ельцин всегда молодой, впечатанный в столб (видимо, чтоб не упал с моста), отмытый от краски, встречает друзей-олигархов, чиновников-последователей, создателей культа "свободных 90-х" и других гостей Центра.
На открытие бизнес-центра, торгового центра, образовательного центра и центра искусств – а все это объединяется под именем Ельцина - были приглашены высокие гости, Все те, кому посчастливилось в исторические для России годы освобождения и народного единения работать с Борисом, нашим уважаемым уральцем, Николаевичем, особенно много приглашений получили заграничные коллеги.
Но не все так рады, есть и протестующая сторона - с официальной версией случившейся трагедии в России не согласны общественники, их не приглашали, они под тегом #ЭпохаЕльцина демонстрируют народное творчество:
На открытие Ельцин-центра приехал и ныне действующий президент, и тот самый бывший президент Дмитрий Медведев, который легким росчерком пера в 2008 г. и учредил музей - он вообще многое что учредил и учудил на своем посту: реформы в сфере перевода часов "не в ту сторону", например, волевым решением переименовал милицию в полицию, перенял идею американской Кремниевой долины - создал наукоград Сколково, коррупционные скандалы вокруг которого не утихают, порвал связи с Ираном и до того, как полковник Каддафи стал трупом реальным, называл его трупом политическим. Во всей этой суматохе модернизаций - а модернизация экономики была одной из главных целей Медведева, хотя уже 25 лет со времен Бориса Великого Россия живет в эпоху "экономических реформ" - так вот за всей этой кутерьмой как-то и проскользнула идея о том, что, как и в наших любимых США, в демократической России нужно создавать центры имени бывших президентов. Стопроцентно бывшим тогда был Ельцин. Чтобы первый центр не вышел комом, в него "вбухали" занебесно большие деньги.
"Мы получили 2 млрд руб. на то, чтобы купить это здание, - рассказывает журналистам заместитель исполнительного директора президентского центра Б. Н. Ельцина Людмила Телень. - Еще получали транш из федерального бюджета на то, чтобы его перестроить, приспособить под музей, сделать экспозицию, общая сумма затрат собственно на Ельцин-центр из федерального бюджета составляет 4 млрд 980 млн руб. – это затраты федерального бюджета, еще 2 млрд – это кредит, который Минфин дал Свердловской области, а Свердловская область дала нам. Это целевой кредит, который помог нам довести все до того состояния, что вы видите сегодня".
Как будто дело только в 2 млрд кредита, журналистов успокаивают, что кредит будет отдаваться, проценты центр уже платит. И совершенно зря такой прозрачный отчет подготовили организаторы, журналисты настроены очень доброжелательно - да разве кто-то может заподозрить, что с именем самого демократичного и честного президента могут быть связаны какие-либо коррупционные махинации? Разве кто-то может даже подумать, что на самом деле нам этот центр вовсе не так необходим и область могла бы лучше распорядиться двумя млрд, а федерация - пятью, или что можно было бы потратить меньше? Нет, ведь Ельцин – и это всем присутствующим было понятно – это президент с большой буквы П. Правитель, при котором наконец-то народ получил свободу, разбогател, в экономике были установлены честные правила игры, снизился уровень коррупции. Нам об этом рассказывать-то и не надо, все настолько осведомлены о счастье малинового рая, который был при Ельцине, что только кивают и радуются.
"В целом итоги президентства Ельцина такие, - комментирует Накануне.RU политолог, профессор Сергей Черняховский, – страна стала меньше, чем она была до этих реформ, бедней, чем она была, слабей, чем она была, наука и образование покатились назад, уровень жизни реально до уровня 1985 г. так и не дорос. Экономический потенциал России даже к кануну кризиса 2009 г. по официальным данным не достигал экономического потенциала РСФСР 1990 г., ну а те или иные помпезные воспоминания о 90-х и о Борисе Ельцине, конечно, выдают садомазохистскую ностальгическую истерию определенных социальных групп".
Но в музее мы наконец понимаем, что 90-е годы имени Ельцина – это чудесная и сказочная история о борьбе и победе свободы. Кто же будет считать какие-то деньги? Благодаря Ельцину каждый получил "кусочек страны", стал хозяином ваучера. Разве имя главы такого правительства может быть запятнано какими-то неловкими объяснениями, как и за счет чего Центр будет отдавать эти 2 млрд? И почему остальные пять не пошли на детские пособия, пенсии или на открытие нового завода?
"Вот эта часть, - Людмила Телень проводит рукой в сторону рядов витрин, дверей, этажей, - это часть коммерческая, там будут магазины, офисы, будет взиматься аренда, эта часть принадлежит компании "Агора", которая является стопроцентной "дочкой" Фонда Ельцина, и все деньги, которые здесь будут заработаны, будут идти на содержание музея и на возвращение кредита".
"А! Частная собственность, хорошо!" - улыбается и одобрительно кивает молодая журналистка, записывает что-то в блокнот. И, несмотря на то, что "Агора" – стопроцентная и не бедная дочка, на Центр давали деньги не только государственные структуры, но и фонды, и частные лица. Имена этих прекрасных людей и названия организаций находятся сейчас на доске почета. Меценаты почему-то скрывают, какую сумму пожертвовали на музей Ельцина. Поистине похвальная скромность. Их имена говорят сами за себя.
Но надо сказать, деньги текли рекой не зря. Размах широкий. Здесь есть и место современному искусству – галерея, зал для конференций, обсуждений, лекций, где Ельцин-центр продолжит свою просветительскую деятельность насчет того, в какое прекрасное время жил и работал Борис Николаевич, как много он сделал для страны, что на самом деле 90-ые "не лихие", а свободные. Единственная проблема – это те, кто действительно помнят 90-е годы и по какой-то необъяснимой причине (просто из вредности, наверное) не хотят воспринимать перестройку как благо, не согласны с официальной версией, не могут рассматривать развал своей страны как "освобождение России" – освобождение от лишней территории? От уверенности в завтрашнем дне? От социальных гарантий? Эти несговорчивые граждане – якобы лишь малый класс, от него легко отмахнуться. От фактов - тоже.
"После ельцинских реформ у нас десятки миллионов жителей нашей страны были в буквальном смысле ограблены, - рассказывает историк Игорь Пыхалов в беседе с Накануне.RU. - То есть у них были какие-то сбережения в рублевом эквиваленте, они были достаточны для покупки машин, квартир, все это мгновенно обесценилось. Но одновременно с этим у нас появилась такая прослойка людей, которые сейчас называются олигархами, собственниками, которые в одночасье стали миллионерами, даже миллиардерами, причем не рублевыми, а долларовыми, понятно, что эти вещи взаимосвязаны".
В музее Ельцин-центра большое внимание уделено дефициту, который был создан перед перестройкой – и дефицит олицетворяет всю советскую эпоху. Естественно, что в музее, посвященном именно перестройке и периоду правления Ельцина, логичнее было бы вспомнить ту гиперинфляцию, которая была во времена Гайдара, когда цены буквально каждый день увеличивались. Можно было бы вспомнить разрушение всей нашей промышленности, сельского хозяйства, но зачем логика, когда речь идет о свободе не для чего, а от чего. То, что не стало экспонатом в музее, получило реализацию в акции "Эпоха Ельцина. Не дай бог снова", организаторы подготовили фотографии ельцинских лет, которые покажут реальную суть той эпохи.
Попытка реанимировать Ельцина посредством строительства "центра" его памяти неудачная. Об этом в комментарии Накануне.RU заявил писатель, публицист Александр Проханов.
"Я очень высоко ценю Ельцина, благодарен ему за то, что он разрушил Советский Союз, разрубил русский народ на части, уничтожил великую советскую индустрию, что он сделал Россию государством, которое управляется из Америки. Это великое свершение, и он, конечно, достоин того, чтобы его имя было увековечено в русской истории", - саркастически отметил он.
О негативных моментах перестройки не хотят говорить, как о темной стороне и не столь значимой. Зато когда речь заходит о 30-х годах (а она, как ни удивительно, заходит!) – то время Сталина, например, это только темная сторона, зловещий тоталитаризм (мифологизация этого периода началась именно с перестройкой). Вот такое "выборочное освещение" - стандартный прием пропаганды. Парадокс - музей, который видит своей целью просвещение общества по части свободы, просто создает культ Ельцина, и делает это успешно. Удивительно, как это получается - ведь чем Ельцин запомнился? Развалом самой большой на планете страны, потерей территорий, повышением уровня смертности и понижением уровня жизни дорогих россиян, разоружением. Помимо тенниса, среди увлечений Бориса Николаевича были публичные странные танцы, пьяное дирижерство, обмен ботинками с Биллом Клинтоном, сон в самолете во время визита в Ирландию – ирландцы до тех пор были уверены, что они самая пьющая нация, после выходки (точнее невыходки из самолета) Ельцина - отдали пальму первенства нашему дорогому земляку. Есть чем гордиться.
"Прежде, чем создавать мемориальные памятники человеку, неплохо было бы подвести итоги его деятельности по конечным результатам, - резонно замечает Накануне.RU военный эксперт, полковник ГШ в отставке Григорий Ванин. - Для этого понадобится не один десяток лет и признание заслуг потомками. В некоторых странах такой срок установлен законодательно. А куда спешат российские либералы-ельцинисты? Как всегда торопятся хоронить советскую историю?"
Что в народном фольклоре осталось для культа - то, что Ельцин упал с моста? А серьезно - устроил шоковую терапию в первый срок правления (до этого шоковой терапией, детищем "чикагской школы" экономиста Милтона Фридмана, воспользовался только Аугусто Пиночет, которому никто в мире не воздает такие почести), во второй президентский срок уже больной Ельцин – отдал власть олигархам, имевшим "доступ к телу" через его дочь, таким образом самый известный уральский теннисист позволил приватизировать государственные предприятия, развалил промышленность, создал класс олигархов, устал, ушел.
Все это в Ельцин-центре условно называют "свободой и демократией" и ни слова не говорят про разгул преступности, мафиозные разборки, рэкет, профессоров, торгующих носками на рынке, демографическую катастрофу. Да, стоит отдать должное - перед создателями музея стояла непосильная задача: как с помощью удивительных современных мультимедийных технологий, искажения фактов и 7 млрд создать из властолюбивого пьяницы правителя, достойного культа в стране.
Возьмем культ Сталина - почему он такой неубиваемый? Потому что основан на реальных достижениях, которые как ты ни крути, не выкинуть из истории мира (а крутят так, что голова кружится), но вспоминая о достижениях того времени, мы говорим об объединении страны после Гражданской войны, об индустриализации, промышленном подъеме и победе в Великой Отечественной войне (и силой народа, и дипломатическими, и стратегическими маневрами политиков), о жестких мерах по борьбе с коррупционерами, о порядке, об устойчивой экономике, не зависящей от доллара. Тут Ельцину нечем крыть, но, слава богу, идеологи современности нашли выход - они создают культ Ельцина на перечеркивании всей российской истории, а особенно на десталинизации. Именно потому выставка начинается с парада "тоталитаризма", артефактов советской истории.
Если все это великолепие музея не уловка, не пропаганда, то где же те самые факты, "темная сторона" ельцинизма, которая может создать объективность? Ее нет в музее, но память о "темном" еще есть в народе.
"По ельцинской эпохе ограничусь четверостишием Евгения Лукина: "Нам демократия дала свободу матерного слова, да и не надобно иного, дабы воспеть ее дела", - делится своим мнением с Накануне.RU политический консультант Анатолий Вассерман. - Я могу очень много хорошего сказать о том, что происходило в РФ в нынешнем тысячелетии, но большая часть этого хорошего – это ликвидация последствий горбачевских и ельцинских реформ. И по сей день мы от этих последствий еще не вполне избавлены. И если в Екатеринбурге кто-то попытается торжествовать по поводу успехов своего земляка, то это немного похоже на то, как если бы в Бранау сейчас отмечали 82-летие реформ Гитлера. Я не сравниваю Ельцина с Гитлером, я только говорю, что невозможно считать одной эпохой движения в прямо противоположные направления. Из всех обещаний, данных нам, сбылись только те, что приносили отрицательные результаты".
Формула успеха - если хорошего сказать про эпоху Ельцина мало, нужно сказать много плохого про то, что было до него. Гениальная концепция. Что называется – от противного. В музее сначала показывают историю СССР – гражданская война, индустриализация, обязательные в либеральном дискурсе "кровавые 30-е", Великая Отечественная война. По двум сторонам этого зала выстроена история страны, она представлена с контрастом: есть плакаты и фотографии, которые подсвечены изнутри – это история пропаганды, объясняет экскурсовод - "подсвечено" то, как трактовались те или иные исторические события официально, а рядом с ними висят реальные фотографии, которые показывают цену этой пропаганде. Они освещены верхним светом.
Музей делала американская компания музейного проектирования Ральфа-Аппельбаума, именно ей мы должны быть благодарны за такие удивительные находки, за оригинальную визуализацию трагедии нашего народа. Аппельбаум собаку съел на создании музеев о холокосте, это его команда продумала Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов, Еврейский музей и Центр толерантности. Основная цель проектов такого рода для Аппельбаума — это организация публичного образовательного и дискуссионного пространства, такая агора нового формата. В конкурсе на создание Ельцин-центра принимали участие 11 архитектурных компаний из России, Австрии, Франции и Америки. В честной борьбе выиграл Аппельбаум – "и здесь нет никакой руки Госдепа" – смеется Телень, хотя никто и не спрашивал, но все в ответ тоже смеются.
В Екатеринбурге мастерам своего дела предоставили для работы круглое здание, которое строилось под торговый центр, вместо галереи должен был быть фитнес-зал. Круг связали с идеей о маховике истории, о воронке, в которую Россия была вовлечена ходом событий. В центре одного из залов вмонтирована в пол металлическая карта России.
Музей Ельцина состоит из семи залов, которые скромно называются "Семь дней" - просто так, по-библейски. За эти семь дней – переломных моментов, как бог создал землю - так Борис Ельцин создал "свободную Россию". Музей самого демократичного народного президента поражает поистине тоталитарным размахом: в центре белого просторного зала, под куполом, который стойко ассоциируется с церковным сводом, огромный экран, во весь экран бугристое лицо седовласого апостола демократии.
Фотографии меняются. Тут же он – только памятник, сидит. Хоть памятник посадили. Но на скамейку. Сам Ельцин "смотрит" на свои фотографии под белым куполом. Уровень демократизма зашкаливает. Зал, который символизирует "путч", также оснащен огромным экраном и баррикадами. Размах монументальный.
Что ни говори, действительно, получился музей мирового уровня. А главное – непрестанно говорят организаторы – никакой политической ангажированности. Заместитель директора Фонда Людмила Телень указывает на витрину подарков Ельцину (хихикнув, замечает, что это не то, чтобы "подношения Сталину, вождю народов", а простые демократичные подарки Ельцину), она демонстрирует с гордостью свитер – подарок от Немцова на день рождения.
"Вы видите, что он оранжевого цвета, - говорит наш экскурсовод Людмила Телень, - и те, кто не видит, могут прочитать записку - он, естественно, говорит об оранжевом цвете, о майдане, и о том, что он желает Борису Ельцину. Понимаете, если бы музей был "застегнут" на все пуговицы и проходил какую-то политическую цензуру, этого бы не было. Вот это очень важная вещь - никакой цензуры, никакого предпоказа никому из высших чиновников не было".
Все в восхищении. Как здорово. Кивают. Только не верится, что чиновники, с барского плеча (точнее из кармана налогоплательщиков) отвалившие несколько миллиардов на центр имени Ельцина, стали бы придираться к свитеру Немцова. Государство у нас любит все свободное и демократичное. За народный счет.
Чтобы понять концепцию музея и позицию Фонда Ельцина, нам показывают "вводный фильм", а на самом деле, стопроцентный пропагандистский ролик. Организаторы назвали фильм условно "Россия в поисках свободы", голос диктора – это голос Лизы Боярской, по всем правилам пропаганды она интонацией подсказывает, какие чувства у нас должен вызывать каждый эпизод. Смысл агитки такой - самодержцы не хотели делиться властью с народом в России никогда. А кто хотел – у того не получалось. Новгородское вече было настолько сильным, что само выбирало себе князя и заключало с ним договор, который в любой момент мог быть разорван. "Так Вече дважды изгоняло Александра Невского за то, что он вопреки договору посягал на городские вольности". Акценты расставлены – Невский плохой, новгородцы – хорошие. Может, у вас у всех и были какие-то там положительные ассоциации с Невским? Что он знаменитый полководец, он, вроде, объединял русских в битве на Неве, победил шведов, которые завоевали пол-Европы и хотели отнять наши земли – забудьте. Главное для Свободной России - это то, что он пытался отобрать вольности у новгородцев.
"Иван Третий сумел заставить новгородцев отказаться от самостоятельности. Москва - с отвращением в голосе, - силой, деньгами и дипломатией (так силой или дипломатией-таки, милая?) соединила разрозненные русские земли", - "разрозненные" - это же, вроде, плохо? Все же они русские, да? А на картинке это "соединение" показано, как будто что-то плохое случилось, видимо, насильно их стянул жуткий тип Иван Третий, как будто заковал их, лишил свободы. Дальше - лучше - Боярская вещает: "На смену древнерусской демократии пришел, - музыка становится громче, тучи сгущаются, – княжеский деспотизм". То есть делаем выводы – когда русские земли были разрознены, всем было лучше. Получается, не только у новгородцев, а у всех была "древнерусская демократия". Матушки, батюшки мои, бегите сюда, какая Греция? О чем вы, родные? У нас-то, оказывается, была демократия уже! Знаете какая? Древнерусская! Вы думали, бывает только древнерусская тоска? Нет. И демократия была. Аристотель, жуй бороду в сторонке. Но ладно, рано радоваться, пришел-таки деспотизм. Что дальше?
"Трон достался в будущем Ивану IV Грозному. Получив в 16 лет титул царя", - как бы с насмешкой рисуют пацаненка на троне. А давайте вспомним, что творилось даже недавно, до появления нашего прекрасного инфантильного, повернутого на молодости поколения. В гражданскую войну, да и в любую другую, в 16 лет уже командовали отрядами и сражались, в мирное время работали на заводах, уж не говорим про времена Грозного, когда в 40 лет человек считался глубоким старцем. Из ролика ясно, что, оказывается, у Грозного был хороший "ближний круг", круг этот осознал – нужны перемены. Так в Кремле появился реформатор Алексей Адашев и его единомышленники: "Разумнее не давить на подданных, а договариваться с ними, превращая в союзников", - убеждали реформаторы Ивана. Но Иван почуял власть, как акула кровь, ну, и стал тираном, началась гражданская война, которую назвали "смута", и на долгие годы страна погрузилась во тьму-тьмущую (а так - слушал бы бояр - олигархов в переводе на нынешний язык - и была бы демократия и свобода).
Потом был Петр – настоящий наследник древнерусской демократии. Весь сюжет про себя Петр рубит окно в Европу, а щепки летят, яко пули, и убивают простой народ. Так сильно Петр хотел войти в цивилизованный мир (то есть в Европу). Но страна рабов (честно, так и говорит Боярская за кадром – "страна рабов") – не смогла войти в западный совершенный и прекрасный мир демократии. И под землей (любопытная камера спускается и туда, под Петербург) мы видим миллиарды костей и черепов. Маньяк, одним словом, ваш Петр, и никто его в цивилизованное общество брать не захотел. А там-то, в Европе, просто повсюду была демократия. Почему только Франция – родина революции? Против чего сражался Кромвель? Там же во времена Петра уже была демократия?
Но вот и на нашей улице праздник, история идет вперед, пленка крутится, графический ролик продолжается: "При Александре была разработана первая российская конституция, провозглашавшая правовое государство и разделение властей, а также свободу слова, - по голосу Боярская одобряет это, - вероисповедания, и равенство всех перед законом – предложить ее обществу царь так и не смог (Боярская очень разочарована в Александре, прекрасная актриса, порицание передается зрителю). Но Александр предпринял попытку превратить русское самодержавие в европейский политический режим. Он ввел суд присяжных и земское самоуправление, отменил, наконец, крепостное право" , - наконец! Отменил, когда в США еще было рабство, и там его никто не отменял, там была гражданская война, не смог Линкольн просто взять и отменить – и нельзя ставить знак равенства между крепостным правом и рабством. Но говорится это "наконец", как будто вообще никогда и никому на Западе в голову не могло прийти иметь рабов или своих крестьян.
"Точку в биографии царя-освободителя поставили террористы-народовольцы, позже историки скажут (скажут ли?): Александр II погиб не за реформы, а за отречение от них". И ни слова про Александра III – что про него скажешь, только расстроишься. Но вот любимчик пропаганды – Николай.
"В начале 20 века Николай II предпринял еще одну попытку радикальных перемен в стране. Через полгода в результате Октябрьской революции к власти пришли Ленин и большевики, - демонические личности, судя по картинке. Боярская теперь просто полна отвращения, говорит, что Российская Империя превратилась в СССР, - новые лидеры пообещали светлое, справедливое будущее, однако (!) насилие стало главным политическим инструментом постреволюционного режима".
"Сталин поставил уничтожение людей на поток. Всего за годы репрессий страна потеряла от 10 до 20 млн человек - так много, что до сих пор никто не знает точной цифры (это кто вам сказал такое? Солженицын?). Но даже такая трагедия не смогла окончательно раздавить общество, превратить граждан в покорные массы. Не партийные вожди, а обычные люди сделали все, чтобы вошел в историю не только ГУЛАГ, но ДнепроГЭС, покорение Арктики, немыслимым трудовым подъемом, который нельзя объяснить страхом (вот как "крутят"). Можно – верой в свою страну. Только не сломленные, но уважающие себя люди могли победить в Великой Отечественной и Второй мировой войне. И победили, заплатив за мир такую цену, которую за победу в войне никто никогда не платил. Они вернулись домой победителями, а репрессии продолжались вплоть до смерти Сталина. Многие тысячи фронтовиков получили вместо наград сталинские лагеря".
Все в зале согласны, все кивают, глядя на огромный экран, вслушиваясь в уверенный голос диктора, которая многократным повторением убеждает нас в том, что Ельцин - освободитель страны рабов. Потом голос теплеет, она рассказывает про Хрущева. Совсем радостно про Горбачева, который много сделал, но не получилось. И в итоге, в противовес ВСЕЙ истории России, всем ее деятелям, императорам, царям и генсекам – выступает Ельцин со своими "свободными 90-ми". Никто не мог. А он смог.
Народное творчество на просторах интернета так реагирует на создание культа Ельцина
Единственное, что порадовало на просмотре агитационного ролика – в конце никто не хлопал. Может быть, потому, что еще живы те люди, которые помнят реальные 90-е? Есть те, кто просто смотрит фактам в глаза, кто интересуется историей? Но их немного. Новое поколение будет воспитывать уже Фонд Ельцина – при музее есть детский центр, настоящий "университет" для самых маленьких - когда юные граждане подрастут, для них готов конференц-зал, где будут читать лекции о свободе и демократии, а искусство, которое всегда-всегда "вне политики", привлечет к диалогу около оранжевого свитера Немцова думающую молодежь в галереи Ельцин-центра. Здесь все для людей – магазины, кафе, развлечения. Настоящая утопия. Весь Ельцин-центр "подсвечен изнутри". Но наш мир пока освещают "верхним светом".
Оригинал статьи:
Накануне.ру