Российские авиакомпании намерены резко повысить стоимость билетов — это объясняют удорожанием керосина. При этом по популярным направлениям сокращается число рейсов — и первой жертвой станет Крым. Летний туристический сезон на полуострове под угрозой.
Дорожает авиакеросин — а с ним и билеты
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун 30 мая направил письмо курирующему российскую транспортную отрасль вице-премьеру Максиму Акимову, в котором предупредил о неминуемом подорожании авиабилетов. Перевозчики указывают, что по итогам 2017 года авиационный керосин оказался одним из наиболее подорожавших видов топлива в России (рост на 23,2%).
В первом квартале 2018 года рост цен несколько замедлился, однако возобновился с новой силой в апреле-мае — за два месяца авиационный керосин подорожал на 13,5%.
Тасун информирует вице-премьера Акимова, что авиаперевозчикам придется пойти на непопулярные меры — в частности, ввести дополнительный (к тарифам) «топливный сбор». В свою очередь, это ударит по рядовым потребителям. Чтобы избежать этого, Тасун предлагает вице-премьеру дать поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС), чтобы она провела проверку деятельности производителей авиационного керосина и топливозаправочных компаний.
Стоимость керосина очень различается в отдельных аэропортах. Так, по данным и исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, цена топлива очень высока в аэропорту Симферополя, где 16 апреля был открыт новый терминал стоимостью 32 млрд. рублей: она значительно опережает стоимость во многих аэропортах Южной и Центральной зоны.
Подорожание топлива стало одним из факторов, который повлиял на решение крупнейших авиакомпаний сократить количество рейсов в Крым — число перевезенных пассажиров в летнем сезоне, по расчетам Транспортной клиринговой палаты (ТКП), сократится более чем на 550 тысяч.
Это более 20% от прошлогодних показателей. Больше всех пассажирскую емкость урезали «Уральские авиалинии» (на 187 тысяч кресел, или 39%), «Россия» (на 74 тысячи, или 13%), Red Wings (на 64 тысячи кресел, или 27%), «Аэрофлот» (на 51 тысячу кресел, или 14%), «Глобус» (на 42 тысячи кресел, или 13%).
Заграница по карману лишь 4% россиян
В самих авиакомпаниях столь резкое сокращение числа перелетов в Крым объясняют несколькими причинами. И подорожание авиационного керосина и услуг наземного обслуживания в новом аэропорту Симферополя — лишь одна из них. Также сказалось открытие Крымского моста, который, разумеется, оттянул на себя немалый турпоток: многим людям из центральной России и юга удобнее добраться до полуострова на автомобиле, нежели на самолете. Хотя сибиряки, уральцы и дальневосточники в этом смысле вообще, кажется, в расчет не берутся. Тем более, учитывая не снижающуюся дороговизну билетов.
Зато, по мнению аналитика «АвиаПорта» Олега Пантелеева, у авиакомпаний остаются альтернативные направления, где они могут заработать еще больше — в первую очередь турецкое. По данным Ростуризма, в нынешнем году поток российских туристов в Турцию вырос в сравнении с прошлым уже на 60%.
Губернатор Анталии Мунир Каралоглу заявил, что оценивает прошедший май как самый лучший для своей курортной индустрии за всю историю — на пляжах отдохнуло более 1,6 млн. человек (для сравнения: в мае 2016 года, после того, как Россия закрыла турецкое направление, эта цифра составила лишь 665 тысяч). Причем, по словам Каралоглу, в Анталию стали возвращаться не только российские туристы, но и отдыхающие из Германии, Бельгии, Франции, Нидерландов, Австрии и Польши (их отпугнула от Турции попытка государственного переворота в июле 2016 года и серия терактов).
Выводы анталийского губернатора подтверждают и данные крупнейших российских туроператоров: у «Интуриста» спрос на турецкое направление по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза, у «Библио-Глобуса», Coral Travel, Pegas Touristic и TUI Russia — почти вдвое.
Впрочем, выбирать между Крымом и Турцией придется лишь тем, у кого вообще есть деньги. А это далеко не большая часть россиян: по данным опроса ВЦИОМ, почти 90% россиян планируют провести летний отпуск дома или на даче — у них просто нет средств на иной отдых. Другие города России собираются посетить 14% опрошенных, Черноморское побережье — 12%, а заграничные поездки по карману лишь 4% респондентов.
Богданов: надо привлекать европейских перевозчиков
Что делать, чтобы отказ крупнейших авиакомпаний летать в Крым, не отразился на летнем туристическом сезоне? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по туризму, генеральному директору одного из крупнейших санаториев в Краснодарском крае, председателю правления «Народного университета Сочи» Дмитрию Богданову.
— Это решение авиакомпаний плохо во всех отношениях. Думаю, его причина — в дороговизне авиабилетов. Снижать цены в наших российских реалиях мало кто может: для этого нужен специальный навык у руководителя, так как сами компании не знают, как это делается. Нужно переверстать бюджеты, убедить совет директоров или акционеров в реальности новых цен, все донести до подчиненных и добиться от них выполнения новых задач. А это крайне сложная задача для любой крупной компании…
На мой взгляд, необходимо пускать зарубежных перевозчиков на наш рынок — тот же Air Baltik или аналогичные компании. Ведь мы сами явно не справляемся. Например, прямым рейсом из Челябинской области в Сочи в течение года может прилететь всего 15−17 тысяч человек, а из Тюменской области и некоторых иных регионов вообще нет прямых рейсов.
То есть в стране совсем нет транспортной связности! Напрашивается решение: идти к другим странам и договариваться с ними, чтобы они давали возможность тому же «Аэрофлоту» больше работать за рубежом, а их авиакомпании пусть приходят к нам и помогают нашим согражданам добираться на южнороссийские курорты, в том числе в Крым.
Последние новости Крыма: В Германии констатируют превращение Крыма в неприступную крепость
Источник: Свободная Пресса