Подобное удорожание произошло со многими наименованиями, и хотя оно приносит сотни процентов прибыли, тем не менее фармакологическое лобби просит разрешить еще повысить маржу. Аргументация проста – иначе не будем производить и продавать. Хотя реальная экономическая подоплека такого шантажа состоит немного в другом – дешевые лекарства требуют таких же операционных затрат, как их дорогие аналоги, но приносят гораздо меньше прибыли. То, что кошелек россиян не бездонен, это соображение фармакологические компании волнует в последнюю очередь. В проблеме разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Ситуация непростая, и проблемой возможного исчезновения дешевых лекарств озаботилось правительство РФ, поручив Минздраву, Минпромторгу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предложить какой-то оптимальный порядок ценообразования на лекарства стоимостью до 50 рублей из перечня ЖНВЛП. В качестве решения предлагается устанавливать на них цену по достаточно размытой формулировке: «в соответствии с ситуацией на рынке». Очевидно, что «ситуацию» формируют основные игроки фармакологического рынка и интерпретировать они ее будут вряд ли в пользу потребителя. Отпустить цены на ЖНВЛП нижнего ценового сегмента планируется с 1 января будущего года. Производители не сидят сложа руки и уже прекратили производство 197 дешевых препаратов, при том, что весь список ЖНВЛП включает 646 непатентованных наименований препаратов. Он ежегодно утверждается для госрегулирования цен на них.
Мы обратились в ФАС России с вопросом: на сколько могут вырасти цены на эту группу лекарств и чем объясняют производители свое нежелание работать по регулируемым ценам? Вот что нам ответила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Надежда Шаравская:
«ФАС России не имеет информации о принятых правительством РФ решениях по изменению регулирования на лекарственные препараты нижнего ценового сегмента. В настоящее время в связи со значительным разбросом цен производителей установление надбавок в процентах демотивирует организации оптовой и розничной торговли к реализации дешевых лекарственных препаратов. Лекарственные препараты нижнего ценового сегмента (до 50 рублей) составляют 23 % всего перечня ЖНВЛП. Поэтому некорректно говорить о нежелании выпускать лекарства по регулируемым ценам. Однако производство не всех их рентабельно для производителей. Кроме того, существующая система оптовых и розничных надбавок в процентах при наличии более дорогих популярных аналогов может снижать спрос на такие лекарства. Именно поэтому ФАС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время прорабатывает вопрос изменения системы надбавок. Нашему ведомству поручено проработать вопрос об установлении оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП в фиксированных показателях».
Резюмируя, можно сказать, что мотивировками рыночного характера фармакологическое лобби «успешно» выкрутило руки правительству, хотя дело, вероятно, не в рынке, а в стремлении фармкомпаний получать сверхприбыли.
Источник: Федерал пресс