В «Доме Метенкова» сегодня открылась выставка в честь самого известного фотолетописца Урала. Вениамин Метенков во многом был первооткрывателем – первым на Урале стал делать портреты с искусственным освещением, первым создал городские панорамы с высоты птичьего полёта, с него началось и кино в Екатеринбурге. Основу юбилейной фотовыставки составят более 50 снимков мастера, большая часть из которых представлена в оригинальном виде.
– В музее не было выставки Вениамина Метенкова уже год, – рассказывает «ОГ» Кристина Горланова, заведующая «Домом Метенкова». – Постоянная экспозиция давно уже нуждалась в обновлении, поэтому к юбилею фотографа мы подготовили временную выставку, но не менее интересную для нашей публики. Это фотоподборка про него, про то, чем он занимался в своей коммерческой деятельности – визитных и кабинетных портретах 1890–1910-х годов, экспериментах с изображением. Также у нас представлена его переписка с семьёй, объявления и статьи о Вениамине Леонтьевиче в «Екатеринбургской неделе», личные вещи.

Фотопанорама Екатеринбурга. Плотина городского пруда. Гимназическая набережная. 1902 год. Фото предоставлены музеем «Дом Метенкова»
Вениамин Метенков часто пребывал в поиске оригинальных решений. Так, он попробовал посмотреть на Екатеринбург «свысока» – в 1890 году он поднялся на колокольню Екатерининского собора и сделал целую серию снимков – вид на Покровский проспект, Уктусскую улицу, Тарасовскую набережную и северо-восточную часть города. При этом Вениамин Леонтьевич был неутомимым путешественником – нередко брал с собой саквояж, набитый самыми разными фотопринадлежностями, и снимал всевозможные уголки Урала, чем потом прославлял наш регион даже за пределами страны. При этом он оставался хорошим коммерсантом и не закрывал на время поездок своё фотоателье в Екатеринбурге, а оставлял вместо себя помощника.
Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал фамилии «Метенков» или не проезжал мимо музея его имени, где когда-то жил и трудился новатор. Современники, особенно фотографы, нередко приводят его в пример, но каждый ценит за разное.
– Я, конечно, сейчас нахожусь в странном положении, – говорит «ОГ» фотограф Сергей Потеряев, – с одной стороны, я – сотрудник Музея «Дом Метенкова», с другой – фотограф. И с точки зрения профессионального фотографа моё мнение на его творчество немного отличается. Для своего времени Метенков был очень значим, хотя в России тогда, надо признать, были и более сильные фотографы. Но не будем забывать, что большую часть архива Вениамина Леонтьевича мы просто не имеем возможности видеть – она была утеряна. На мой взгляд, он в истории остался именно как фотохроник, краевед. И даже те салонные снимки, которые он делал, чтобы заработать, – сегодня для нас, потомков, имеют большую историческую ценность.
И действительно, индустриальные пейзажи и природные ландшафты, открыточные виды уральской столицы, ставшие теперь каноническими, и сцены повседневной жизни сегодня являются уникальными документами последней четверти XIX века и первых двух десятилетий XX столетия.

Салонная съёмка. Фотопортрет маленькой девочки. Фото предоставлены музеем «Дом Метенкова»
– Понимаете, он обладал, хоть это и громко сказано, искусством видеть, – делится с «ОГ» Евгений Бирюков, фотограф, основатель Музея фотографии «Дом Метенкова». – Он умел выбирать, что стоит снимать, а что нет. На мой взгляд, это главная задача фотографа. Он был профессионалом с большой буквы. Есть ещё одно хорошее и очень подходящее слово – фотожурналист, ведь Метенков не снимал по чьим-то сценариям. Он сам решал, что ему запечатлеть и в какую поездку отправиться. Поэтому и снимки его до сих пор востребованы.
Источник: ОБЛГАЗЕТА.ru