С интервалом в несколько дней ушли из жизни два гиганта, так или иначе связанные с Северной столицей, — 4 июля Даниил Гранин, который воевал в ополчении и вошёл в историю литературы «Блокадной книгой», а 9-го — художник Илья Глазунов, который сам пережил блокаду и был вывезен из Ленинграда по Дороге жизни.
Даже если бы Илья Глазунов всю свою долгую жизнь, а прожил он 87 лет, занимался только живописью, этого с лихвой хватило бы на обстоятельную главу в истории России. Но ведь он был ещё и активным общественным деятелем, педагогом, одним из создателей в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его и в целом можно, наверное, назвать охранителем — монархист и противник демократии, последовательный борец с «нападками авангарда» на «классическую живопись», создатель и руководитель существовавшего в 60-е —70-е годы патриотического клуба «Родина», Академии живописи, ваяния и зодчества, уже при жизни носившей его имя.
Названия самых его известных работ говорят о многом — «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». Дело ведь не в том, как художник владеет техническими приёмами (и относится это не только к живописи, а к любому творчеству), а в том, что он, художник, используя эти приёмы, хочет и может сказать. Если смотреть на Илью Глазунова под этим углом, то он, бесспорно, был одним из последних титанов, мыслящих масштабами планетарными. Творцы нового времени по необъяснимой причине до таких высот мысли не дотягивают.
На закате Советского Союза выставка картин Ильи Глазунова была представлена и в Свердловске. Очередями людей той поры удивить было трудно, но таких, какая была тогда на глазуновскую экспозицию, на Урале ещё не видели.
Источник: ОБЛГАЗЕТА.ru