На днях в Екатеринбурге с большим размахом прошла презентация книги «Малахитовые гитары» авторов Антона Касимова и Дмитрия Мелких. История уральской рок-музыки последних 25 лет показана на примере выбранных случайным образом 13 коллективов – от «Смысловых галлюцинаций», «Курары», «Сансары» и «Обе две» до неизвестных «Девочка, ничего не бойся» или LLAC. О наиболее любопытных моментах из творчества «Сансары», описанных в книге, корреспондент ИА «Актуально» решил спросить у лидера группы Александра Гагарина. О том, что связывает коллектив со «Сплинами», почему сингл «К осени» является подарком к книге «Малахитовые гитары» и почему в любой непонятной ситуации нужно звонить Ване Старцеву, музыкант рассказал в эксклюзивном интервью нашему изданию.
– Саш, при упоминании вашей группы в «Малахитовых гитарах» заметен парадокс: сначала вас критикуют, а потом ни с того ни с сего говорят, что, если бы звезды сошлись, группа стала бы такой же успешной, как «Би-2» и «Сплин». Каково твое отношение к этому?
– Если бы сошлись звезды? (С удивлением.) Мне кажется, что разница наших взглядов с авторами в том, что звезды сошлись в правильном варианте и нет причин сетовать на них. Конечно, некоторые нами задуманные вещи получились несколько иными, но не хуже. Всё прекрасно.
– В книге повторяется одна твоя интересная фраза. Ты говоришь, что «Сансара» не играла музыку, а играла в музыку. Почему ты выбрал в свое время такой ход?
– Потому, что ты себя не ограничиваешь в игре какими-либо правилами. Наоборот, чтобы игра продолжалась, правила есть смысл видоизменять. Это дает определенную свободу.

Фото: Юлия Попова.
– На заре существования группы треки были не очень хорошего качества, и от этого помогла избавиться студия «Вавилон». В книге даже есть фраза о том, что ее директор Вильчинский стал для «Сансары» тем же, чем был Джордж Мартин для «Битлз». Ты согласен с этим?
– Да. Мы с ним записали альбомы «Айсберги и радуги» и те же «Пожары». Также я записывал у него свою сольную пластинку «Пионер». Время от времени мы видимся и общаемся. Он ездил с нами в большой «Мумий Тролль»-тур, когда мы гастролировали вместе с Ильёй Лагутенко и его командой. Это человек, который украсил нашу музыку, создал первую атмосферу записи. Я считаю, что он энергетически силен. (С благодарностью.)
– В книге есть упоминание о том, что в 1999 году в музыке группы была разгульность, так свойственная русскому року, а потом всё это улетучилось. Ты согласен с этим?
– Это субъективное мнение. Я за годы существования группы слышал очень много критики нашего творчества как объективной, так и необъективной. Я очень спокойно отношусь к этому и считаю, что каждый человек видит музыку по-своему.
– Квартира первой барабанщицы группы Александры Кучеровой, где вы тусовались в юности, фигурирует в книге как кучегарка. Приходили ли туда в гости люди, которые впоследствии стали популярными?
– Такое название было от того, что туда приходила куча людей. Плюс фамилия говорящая. По поводу того, кто туда приходил, то всех и не упомнишь. А вообще, это была сугубо личная история. Не было чужих людей. Всё было по-семейному.
– В «Малахитовых гитарах» говорится, что ты скептически относишься к ранним работам группы. Между тем считаешь хорошим альбом «Айсберги и радуги». Почему?
– Потому, что этот альбом лучше всего отражал то, что происходило на сцене. Нам всегда было сложно соотнести наше концертное исполнение со студийным. А на «Айсбергах и радугах» все вещи звучат адекватно.
– На рубеже веков ты с группой организовывал фестиваль «Втроем легче». На один из них вы пригласили «Сплин», который только что стал всероссийски популярным. Однако группа не приехала. Были ли после этого попытки завязать сотрудничество с Васильевым и Ко?
– Нет. Знаешь, группа «Сплин» в своем кругу, а мы – в своем. Не пересекались.
– В книге есть напоминание о песне «Болит» на строчки (вернее, строчку) поэта и барда Александра Башлачёва. Есть ли в планах спеть какие-либо стихи других поэтов?
– Не знаю даже. Пока нет. Свои стихи накопились. Хотя я сейчас всё чаще открываю новые имена для себя и вообще стал осматриваться вокруг.
– Перейдем к не очень приятному. Дмитрий Мелких в книге обвинил группу в эксплуатации подростковых чувств для извлечения денежных выгод. Что ты скажешь в ответ на это?
– Подростковых чувств? Я бы хотел что-нибудь узнать на самом деле об использовании подростковых чувств. Как-то я недостаточно в этом поднаторел. Хотел бы побольше. Это же прекрасно. Если ты в этом понимаешь, то значит, и сам всё еще в каком-то смысле юн.
– В 2009 году из «Сансары» ушли музыканты и ты остался один. Этот факт также упоминается и на страницах книги. Что произошло?
– Я не остался один, а позвонил Ване Старцеву из группы «Марсу нужны любовники», и мы стали играть вместе. И этот состав существовал два года.

Фото: Юлия Попова.
– Заключительный вопрос. Как появилась твоя новая песня «К осени»? Ведь дело идет к самой поэтичной поре…
– Честно говоря, я прочитал книгу «Малахитовые гитары», и общее настроение книги, судя по всему, навеяло этот текст. Пусть эта песня будет своеобразной благодарностью авторам. Будем считать, что это мой частный саундтрек к книге.
– Когда я услышал фразу «Ты только зацени: всю ночь гулял на ВИЗе я, а мне с района пацаны читали вслух Овидия», то подумал, что это ирония…
– Не надо так расценивать. Не «Малахитовые гитары» же по ночам читать вслух.
Между тем журналистам ИА «Актуально» стали известны подробности появления строчки про Овидия из новой песни «К осени». Как рассказал гитарист «Сансары» Николай Алексеев, в Верх-Исетском районе располагается рюмочная, где по выходным проводятся поэтические вечера. И вот как-то автор стихов и наш собеседник Александр Гагарин зашел туда вместе с другом Алексеем Поляниным, где и услышал выступления со стихами римского поэта. Впечатления оказались сильными.
В книге «Малахитовые гитары» активно бурлит полемика авторов об уральской музыке: Дмитрий Мелких и Антон Касимов пытаются выяснить, развивается ли она. Писатели, совсем как греческие ораторы Эсхин и Демосфен, устраивают дебаты на страницах книги. Если Дмитрий Мелких говорит о местечковости местного рока и его провинциальности, то Антон Касимов горячо с этим спорит. Тем не менее Дмитрий уверен: прежние взлеты в виде всероссийской популярности тех же «Смысловых галлюцинаций» после выхода фильма «Брат-2» забываются. Однако только мы сами можем решить, куда движутся звуковые колебания Урала.
Хочется верить, что уральский рок продолжит развиваться. И пусть будет как в стихах известного поэта (автора текстов «Наутилус Помпилиуса») Ильи Кормильцева: «Пусть взойдет звездою русский рок, чистый, непорочный русский рок».