Екатеринбургский поэт Сергей Ивкин вернулся из Иркутска победителем престижного поэтического фестиваля. Впрочем, это был не первый его триумф в Сибири, год назад он взял три награды на фестивале «Книга. Ум. Будущее» в Красноярске, а нынче там же снова оказался в числе лауреатов.
Корреспонденту «ОГ» Сергей рассказал о том, как поэты осваивают новые (или хорошо забытые старые?) формы, которые становятся всё более популярными у широкой аудитории.
— В Иркутске есть очень интересный проект «Перо андеграунда» — организаторы снимают какие-то кабаки и приглашают людей, которые готовы работать в эстетике пушкинских «Египетских ночей» — то есть задаётся тема, и люди импровизируют — в рифму, в ритм, верлибром, — рассказывает Сергей. — Получается что-то вроде популярного стэма, только с акцентом на поэзию. В Иркутске это последние два года стало очень популярным, и в этом году такую форму решили попробовать на фестивале, чтобы известные поэты посоревновались с молодыми.
На первом этапе на написание стихотворения даётся 15 минут, на второй — 10 минут, а в финале надо выйти и импровизировать на ходу. На первом этапе я построил текст по канонам настоящей народной поэзии — когда люди повторяют слова за читающим, и весь зал повторял за мной кричалки. Моя соперница с действительно хорошими стихами проиграла в эмоциях. Во втором туре на крике уже нельзя было брать, и я начал передвигать предметы на сцене, затащив людей в некий игровой лабиринт. А в финале мне попался очень хороший иркутский автор…
— Как-то в моём понимании «финал» — это больше для нашей традиционной рубрики «Голы, очки, секунды»…
— Вот и я предложил своему сопернику не соревноваться, а сделать для зрителей праздник. В итоге мы устроили такое представление, что нас из зала выносили на руках. Может быть, мы зародили на иркутском фестивале новую традицию — поэзии не как выпендрёжа, а как веселья, языкового карнавала.
— В Екатеринбурге нечто подобное можно увидеть?
— Есть очень хорошая традиция — собираться в каких-нибудь кабаках (сначала это был «Петров двор», потом «Планетарий», «Американка», сейчас какие-то новые места). Примерно раз в месяц таким образом проходят «Стихи о…». Примерно пятнадцать авторов на заданную тему читают чужие стихи и, возможно, свои. Если сначала это были исключительно поэтические посиделки между собой, то сейчас примерно половина — это зрители. Такие встречи очень важны, потому что я совершенно искренне считаю, что культура лучше всего передаётся от человека к человеку, в личном общении. Не зря буддийские монахи говорят, что дао передаётся через глаза.
— Как узнают о таком мероприятии потенциальные участники и зрители?
— Вся информация распространяется по социальным сетям и сарафанному радио.
— У вас лично какие планы после сибирского триумфа?
— Во-первых, предстоит очень хороший фестиваль в Челябинске. Во-вторых, у меня готова новая книга. Предыдущие полностью разошлись, не осталось ни одного экземпляра. Я часто выступаю вместе с музыкантами, но это импровизации — чтение стихов, вкраплённых в музыку. Попробуем сделать это в студии. Кроме того, готовлю поэтический фестиваль в Екатеринбурге, приуроченный к 40-летию «Знаменки».
Источник: ОБЛГАЗЕТА.ru