«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами - цель этой серии публикаций.
Только одна песня свердловских авторов стала мировым шлягером. И это не «Гудбай, Америка»» Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого, не «Вези меня, извозчик» Александра Новикова и даже не «Аргентина – Ямайка» Владимира Шахрина... Это «Уральская рябинушка», сочинённая музыкальным руководителем Уральского народного хора на стихи редактора областной молодёжной газеты.
«Уральская рябинушка», которую сегодня многие считают народной песней, на самом деле появилась только в середине ХХ века, и случилось это благодаря... Коммунистической партии Советского Союза.
В начале 1953 года Уральский народный хор (УНХ) готовился к своему первому юбилею – коллективу исполнялось 10 лет. Отметить эту дату планировалось большим отчётным концертом в Москве, и на нём по канонам тогдашнего времени требовалось исполнить (помимо своего основного репертуара) какую-то новую песню о «руководящей и направляющей силе советского общества», то бишь – о коммунистической партии.
Написать музыку должен был 28-летний выпускник Свердловской консерватории Евгений Родыгин, который на тот момент заведовал музыкальной частью хора, а за стихами обратились к известной в Свердловске поэтессе Елене Хоринской. Песню соавторы сочинили (она получила название «Слава партии» и даже была записана на пластинку), но помимо этого – так сказать «между делом» – положили начало поистине великому произведению.

Елена ХОРИНСКАЯ (настоящая фамилия – Котвицкая), поэт. Фото из архива Музея писателей Урала
В процессе работы над «Славой партии» Родыгин несколько раз заходил к Хоринской домой. На рабочем столе поэтессы всегда лежал ворох бумаг со стихами. И однажды взгляд композитора упал на листок со строчками: «Рябина-рябинушка на горе крутой».
– Сознание буквально вцепилось в эти стихи, – рассказывал впоследствии Евгений Павлович в интервью «Областной газете». – И пока мы разговаривали, я про себя, в голове, сложил эти строчки в мотив припева. Пришел через полчаса домой, наиграл, спел. Мне понравилось... И сразу после этого как-то очень легко и естественно к припеву досочинился и запев...
На следующий день Родыгин попросил у Хоринской полный текст стихотворения, но та решительно отказала, сославшись на то, что на эти стихи уже написана музыка – свердловским композитором Кларой Кацман, которая тогда была гораздо большим авторитетом, чем молодой Родыгин. Более того: песня была не просто сочинена, но и опубликована – в «Уральском рабочем», главной (тогда главной ) газете Среднего Урала.
Однако Родыгина вся эта информация ничуть не смутила: он не раз в своей жизни сочинял мелодии на стихи, которые уже имели музыкальное воплощение. Например, стихотворение Евгения Долматовского «Где ты раньше был?» первым «омузыкалил» Эдуард Колмановский в конце 70-х годов ХХ века, но это не помешало уральцу через несколько десятилетий написать свой вариант. Вот и в случае с «Рябинушкой» Родыгин, получив отказ Хоринской, просто нашёл соответствующий номер «Уральского рабочего» и переписал текст оттуда.
Убеждённый, что ему улыбнулась удача, Родыгин принёс песню на репетицию хора. И – абсолютно неожиданно для себя – получил нокаутирующий удар: «Рябинушку» отвергли. Вспоминает композитор:
– Лев Львович Христиансен – основатель и художественный руководитель Уральского народного хора – был настоящим фанатом народных песен. Он исповедовал неприкосновенность народной песни, не признавал никаких аранжировок, считая, что песни надо петь только так, как поет народ. И когда я принес Льву Львовичу «Уральскую рябинушку», то в ответ услышал: «Мы – народный хор. Мы вальсов не поём».

Михаил Пилипенко, журналист, поэт. Фото из архива Музея писателей Урала

Евгений Родыгин, композитор. Фото из личного архив Евгения Родыгина
Наиболее известные песни:
Втайне от начальства
Родыгин тогда был еще совсем молодым композитором, и ему некуда было обратиться за поддержкой. Но, к счастью для всех нас, артистам хора мелодия понравилась. И они по предложению Родыгина стали разучивать песню тайно: оставались в ДК Горького после окончания официальных репетиций и работали над «Рябинушкой», надеясь на счастливый случай, который позволит «легализовать» песню*. И такой случай вскоре представился...
* Впоследствии Евгений Родыгин ещё раз провернул подобный трюк: 10 июля 1962 года он тайком – ночью! – привёз весь Уральский хор в студию Свердловского телевидения, где артисты за несколько часов выучили и записали легендарный «Свердловский вальс»).
Осенью 1953 года Уральскому народному хору предстояли гастроли в Румынии. Программа концертов в таких случаях литировалась, то есть прослушивалась сотрудниками отдела культуры областного комитета КПСС.
Просмотр проходил в Оперном театре. То, что члены комиссии увидели и услышали, они одобрили, но выразили пожелание дополнить программу.
– Не хватает какой-то нежной, лирической мелодии, наподобие «Черемухи» («Под окном черемуха колышется» – песня, с которой Уральский хор в 1951 году победил на Международном фестивале в Берлине – Прим. «ОГ»), – сказал председатель комиссии. – Есть у вас что-то такое?
Солистки хора Анна Петрова и Августа Устюжанина быстро переглянулись и в один голос ответили: «Да!»
– Ну так пойте, – распорядился чиновник.
Родыгин взял баян, заиграл, артистки запели...
– То, что надо, – констатировали принимающие и залитировали песню.
Христиансену эту «оплеуху» пришлось проглотить, но его отношения с Родыгиным дали трещину, которая через три года привела к разрыву: в 1956 году композитор ушёл из хора.
Когда прошла первая эйфория от того, что песню удалось донести до слушателей, Родыгин понял, что надолго в памяти людей «Рябина» не задержится: текст был слишком сиюминутный и к тому же излишне идеологизированный: речь там шла об уральском парне, уехавшем на строительство Волго-Донского судоходного канала. Да и с чисто поэтической точки зрения «Уральская рябина» – это, если честно, не стихи вовсе, а просто рифмованные строчки.
Было понятно, что за праздничным столом или в компании друзей такую песню не запоёшь, а Евгений Родыгин хотел именно этого. Чтобы песня ушла в народ, нужны были другие слова – мягкие, лиричные.. И Родыгин решил заказать для своей мелодии новые стихи, но заказать их не Хоринской, а другому поэту. Выбор пал на 34-летнего журналиста Михаила Пилипенко, с которым композитор уже успел посотрудничать – годом ранее они сочинили для Уральского хора песню «Небо тёмно-синее».
Пилипенко согласился. По воспоминаниям Родыгина, «работали вместе: я был, так сказать, выбраковщиком, а он – первоисточником всех вариантов. Очень трудно далось нам начало песни. А вот дальше всё выстроилось легко».
Как выяснилось только через несколько лет, Михаил Пилипенко в «Уральской рябинушке» «отзеркалил» свою жизненную ситуацию. Он, будучи женатым, влюбился в другую женщину и никак не мог решить, «кто из них милей». Видимо, поэтому его стихи и получились такими искренними и пробирающими до дрожи...
Закончилась эта история трагично. В 1956 году о супружеской неверности главного редактора областной молодёжной газеты (а именно такой пост занимал Михаил Михайлович) стало известно коллегам. Дело «о моральном разложении» коммуниста Пилипенко разбиралось на партсобрании, он был морально осуждён и снят с должности. У поэта началась длительная депрессия, которая привела его к решению о самоубийстве.
Стихи Пилипенко, как и музыка Родыгина, поначалу понравились не всем. Бывший сотрудник газеты «На смену!» А. Показаньев вспоминал, что когда «Михаил Михайлович прочёл свои стихи, ничего необычного мы в них не нашли. Лично я так вообще решил, что это чепуха. Подумаешь: «Справа кудри токаря, слева – кузнеца». Что за лирика, когда сенокос идёт?»
Но композитор и хор были другого мнения. На их взгляд, стихи получились душевными и, как выяснилось чуть позже, легко запоминающимися.

Анна Петрова, солистка Уральского хора. Фото из архив Уральского народного хора

Августа Устюжанина, солистка Уральского хора. Фото из архив Уральского народного хора
Первым «Рябинушку» исполнил Уральский народный хор. Запевалой была Анна Петрова (альт). Она в одиночку пела две первые строчки каждого куплета, а две следующих – вместе с Августой Устюжаниной (сопрано). На припеве к ним подключался весь хор. Сегодня обеих солисток уже нет в живых...
После Уральского хора «Рябинушку» перепело огромное количество исполнителей, причём не только наших, но и зарубежных. Среди последних были и звёзды мировой величины.

В 1966 году песню Евгения Родыгина записали на свою первую пластинку Марина Влади и три её сестры – Одиль Версуа, Ольга Варен и Элен Валье. Они спели по-русски, но число куплетов сократили с пяти до трёх (на снимке слева – обратная сторона обложки).
Советско-французский певец Жан Татлян, даже уехав из СССР, продолжал петь «Рябинушку». Исполнял он её по-русски, но с другим текстом (петь мужчине от женского лица тогда ещё считалось в Европе недопустимым):
А вот солист Зальцбургской оперы Борис Рубашкин, который – как нетрудно догадаться по имени-фамилии – имеет русские корни, спел «Рябинушку» на немецком.
«Коренные» иностранцы – китаянка Чжан Хуамин, сербка Мерима Ньегомир, полька Слава Пшибыльска и многие другие – исполняли песню на своих родных языках.
Когда и где «Уральская рябинушка» прозвучала в первый раз? Ответ на этот (казалось бы – элементарный!) вопрос найти оказалось не так-то просто. Одни источники утверждают, что это произошло 1 апреля 1954 года в Большом Кремлёвском дворце (причём, в качестве исполнителей называется не УНХ, а самодеятельный хор Нижнесалдинского района). Другие пишут, что премьера состоялась в Москве, но позже - в августе - и в другом месте - на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
– На самом деле обе даты неверны, – заявил «ОГ» многолетний солист Уральского народного хора Иван Пермяков. - Впервые мы спели «Рябинушку» в Москве на отчётном концерте, посвящённом 10-летию хора. Было это в ноябре 1953 года.
Песня произвела настоящий фурор. Её тут же записали на радио и моментально выпустили на пластинках каким-то фантастическим тиражом (точных цифр найти не удалось, но известно, что тираж печатали ВСЕ заводы грамзаписи Советского Союза – московский, апрелевский, ленинградский, рижский, ташкентский, тбилисский). Через несколько недель «Уральская рябинушка» звучала, как говорили тогда, из каждого утюга. Легенда родилась.
Вместо послесловия. В 2010 году китайский режиссёр Чжан Имоу выпустил фильм «Под ветвями боярышника», который собрал несколько международных наград и даже номинировался на звание «Лучший фильм Азии». На седьмой минуте картины звучит «Уральская рябинушка», но – с китайским колоритом:
Когда произведение искусства спустя 60 с лишним лет после его создания начинают переделывать/адаптировать/модернизировать, – это верный признак того, что оно стало классикой.

Газета «Уральский рабочий», 19 апреля 1953 года.
Припев:
Припев.
Припев.

Припев:
Помимо «Уральской рябинушки» у Евгения Родыгина есть ещё несколько шлягеров. Один из них – «Свердловский вальс» («Если вы не бывали в Свердловске»). И там в третьем куплете содержится целая мини-ода самому известному хиту композитора:
ВАЖНО. Стихи «Свердловского вальса» написал, естественно, не Евгений Родыгин. И даже не Михаил Пилипенко. А – Григорий Варшавский.

На обложках пластинок с записью песни Родыгина-Пилипенко часто изображают красные гроздья рябины. Между тем это противоречит тексту припева, который гласит: «Ой, рябина кудрявая, БЕЛЫЕ цветы». То есть события, описываемые в песне, происходят в момент цветения рябины – в мае – начале июня. А ягоды на дереве созревают только осенью...

В каноническом тексте «Рябинушки» – 5 куплетов. В таком виде её и пел Уральский народный хор в 50-е годы. Хронометраж записи этой классической версии – 4 минуты 59 секунд.
Однако пять куплетов для песни тех времён было слишком много – композиция просто не влезала на одну сторону тогдашних пластинок. Приходилось записывать песню на обе стороны, но при таком решении прослушать её без пауз было невозможно: после трёх куплетов диск приходилось переворачивать.
К тому же – и это подметил ещё первый рецензент «Уральской рябинушки» – песня в изначальном варианте была «несколько вялой по развитию сюжета».
По этим двум причинам Уральский хор вскоре сократил «Рябинушку» до трёх куплетов. Именно эта версия и стала канонической. «Лишними» оказались третий и четвёртый куплеты. В таком варианте хронометраж песни колеблется от 3 минут 20 секунд до 3 минут 50 секунд.
Источник: ОБЛГАЗЕТА.ru