Вестерн как жанр в кинематографе ушел уже даже не на второй или третий план. За последние годы практически не встретишь качественного художественного фильма про залихватских ковбоев и индейцев-дикарей. Исключениями являются, пожалуй, только картины Квентина Тарантино: недавняя «Омерзительная восьмерка» и уже подзабывшийся зрителям «Джанго освобожденный». Да и то называть эти фильмы вестерном в традиционном смысле язык не поворачивается: здесь жанр был скорее антуражем для фирменного тарантиновского треша. Поэтому съемки ремейка классического вестерна 1960 года «Великолепная семерка» режиссером Антуаном Фукуа стали, мягко скажем, довольно смелым ходом.
«Великолепная семерка» переносит зрителей в американский крестьянский городок Роуз-Крик второй половины XIX века. Здешних землепашцев и скотоводов терроризирует миллионер Бартоломей Боуг, который решил, что простой люд не имеет права жить в свое удовольствие, выращивать урожай и пасти скот. Капиталист уверен, что фермерам лучше бы продать ему свои участки и убираться восвояси умирать с голоду. Чтобы показать серьезность своих намерений, Боуг устраивает показательную казнь нескольких бунтующих крестьян, а после устанавливает срок продажи ферм – три недели.
Первая красавица Роуз-Крик и по совместительству вдова одного из убитых крестьян Хейли Беннетт (неприлично похожая на Дженнифер Лоуренс) отправляется со своим другом искать своеобразный «отряд самоубийц» – отчаянных парней, готовых возглавить сопротивление и разобраться с головорезами Бартоломея Боуга. Первым на мольбу о помощи откликнулся охотник за головами Сэм Чизем (Дензел Вашингтон), набравший в свою команду бандитов и разгильдяев, среди которых – шулер-ирландец Фарадей (Крис Прэтт, сыгравший плюс-минус самого себя) и стрелок Гуднайт Робишо (Итан Хоук), который после войны зарабатывает на жизнь тем, что устраивает дуэли.
Как видим, ждать каких-то откровений от сюжета не приходится: есть главгад, а есть команда хороших бандитов, пьяниц и шалопаев, которые намерены его убить. Первое, что бросается в глаза, – политкорректный состав спасителей: тут и афроамериканец, и азиат, и ирландец, и даже индеец. Также поднимается и проблема XXI века – равенство женщин: главная героиня не желает отсиживаться в погребе с детьми и стариками, пока крутые парни решают проблемы, а хочет вместе с ними принять участие в бойне.
То ли нарочито, то ли неумышленно «Великолепная семерка» просто изобилует клише и стереотипами: если в кадре появляется ирландец, то он обязательно пьет; если индеец (опять-таки с традиционной нелепой кличкой Красный Урожай), то он ест сырое мясо и критикует «белых людей», а азиат виртуозно владеет холодным оружием и крошит всех направо и налево. Часты и другие клишированные для вестерна моменты: путешествие всадников в закат, перестрелки в салунах, точные выстрелы из револьверов, молниеносно вытянутых из кобуры, и, самое «вкусное», долгие обмены суровыми взглядами перед дуэлью на пустующих улицах. Для полноты картины не хватает классического ограбления поезда.
Такое ощущение, что в фильме будто бы стебут все вестерновские клише, но делают это с серьезным лицом.
2/3 всей «Великолепной семерки» построены на шутках. Кстати, за юмор в фильме отвечает не только Крис Прэтт: практически от каждого героя вы дождетесь хотя бы одной остроумной фразы или забавного действия. Признаюсь, я смеялся над фильмом больше, чем над многими современными комедиями, что, наверное, не является очком в пользу последних.
Были большие сомнения касательно раскрытия характеров главных героев: всё-таки уделить за фильм каждому из семи действующих лиц должное время достаточно сложно. Яркий пример – недавний «Отряд самоубийц», в котором слили всех, кого только можно было слить. К счастью, опасения не подтвердились: в «Великолепной семерке» каждый герой харизматичен и уникален. И здесь в отличие от того же «Отряда» нет скомканных историй прошлого персонажей: интересные факты из их жизней выходят как бы между прочим, в процессе диалогов или действий. Актерский состав сыграл хорошо, как сейчас говорят, не шедеврально, но достаточно крепко. Не удивила, но порадовала игра Дензела Вашингтона и Криса Прэтта, хотя их герои не сильно отличаются от работ актеров в других фильмах. Чего не скажешь об Итане Хоуке, который сыграл непривычный для себя образ, и у него это, кстати, получилось. Но на фоне таких харизматичных и интересных героев главный антагонист выглядит весьма блекло и неинтересно.
Такое ощущение, что главного гада ввели в фильм только потому, что в фильме нужен главный гад.
Из ремейка «Великолепной семерки» Фукуа полностью убрал любовную линию, сократил диалоги, но добавил зрелищных сцен и экшен. А финальная битва за город просто полна адреналина, накала и драйва. Разве не этого требует современный зритель?
Что же получается в итоге? «Великолепная семерка» 2016 года – это вестерн-аттракцион с хорошими шутками, крепким актерским составом и огромным количеством экшен-сцен. Фильм понравится любителям вестернов, поклонникам Дензела Вашингтона и любителям черного юмора. Из минусов можно выделить затянутые моменты в некоторых местах (особенно в начале фильма), изобилие клише, снятых на «серьезных щах», а также абсолютно шаблонный главный злодей.
В российский прокат «Великолепная семерка» выходит с 22 сентября.