Первая реформа Васильевой
Отечественное образование вновь готовится к реформе. Причем, как сообщил «ФедералПресс» член комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов, нормативно-правовая база, обеспечивающая этот процесс, и на федеральном, и на региональном уровне может быть готова уже к концу этого года, максимум – к середине следующего.
О начале реформ объявила глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании профильного комитета Госдумы. Речь идет о передаче школ с муниципального на региональный уровень. Именно такая система действовала в Советском Союзе и была разрушена в 90-х годах прошлого столетия. Тем самым Васильева вполне может войти в российскую историю как министр-возрожденец. В отличие от своих предшественников – Андрея Фурсенко и Дмитрия Ливанова, о которых не только в педагогической среде, но и в обществе в целом остались не самые лучшие воспоминания, на министра-женщину смотрят с надеждой.
Впрочем, по словам директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, это не абсолютное возвращение к советской системе образования. «Тогда были другие кадры, другая система обращения с финансовыми потоками, система управления», - пояснил эксперт.
Детали реформы пока неизвестны. Ольга Васильева лишь сказала, что речь идет о возвращении «школ в государство» и выстраивании «государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы». По мнению Васильевой, система образования нуждается в централизации: если школы будут подчиняться регионам, то министерство будет иметь прямые рычаги влияния, которых сейчас у него практически нет, поскольку субъекты являются промежуточным звеном. Негативным фактором является и то, что сегодня невозможно создать «единое образовательное пространство», поскольку власти муниципалитетов имеют возможность самостоятельно прорабатывать учебные программы.
Повсеместно и одновременно реформу образования проводить, правда, никто не собирается – для этого нужны серьезные изменения законодательства. Пока ее апробируют на нескольких субъектах (по информации Ольги Васильевой, желание участвовать в эксперименте уже изъявили в 16 регионах), и только в Санкт-Петербурге реформа уже началась, однако говорить об ее эффективности или отсутствии такового, еще рано.
Деньги – школам
Денег, которые выделяют на школы муниципалитеты, едва хватает на оплату коммунальных услуг и косметические ремонты (впрочем, в оплате ремонта, а порой даже замене окон зачастую непосредственное участие принимают родители учеников, «жертвующие» в фонд школ в добровольно-принудительном порядке).
Муниципалитеты сталкиваются и с другими денежными проблемами. Как писал ранее «ФедералПресс», в Свердловской области сразу несколько городов попросили помощи из регионального бюджета для оплаты штрафов, выписанных надзорными органами. В одном только Артинском городском округе задолженность по предписаниям составляет порядка 70 млн рублей. Директора школ увольняются из своих учреждений, так как вынуждены оплачивать штрафы за нарушения, допущенные, собственно, не по их вине, из собственного кармана.
Претензии Роспотребнадзора чаще всего сводятся к несоответствию школьных столовых отдельным пунктам санитарных требований (к примеру, на кухне нет отдельного цеха для приготовления рыбных блюд). Пожарные инспектора требуют установки специальных дверей в подвалах учебных заведений и противопожарной обработки чердаков. При этом не все нарушения устранимы: в том же Артинском районе проверяющим не понравилось напольное покрытие, к которому на протяжении более 20 лет у них не было никаких замечаний. В Качканаре другая ситуация: в одном из детских садов Роспотребнадзор требует установить дополнительный унитаз в группе, как предусмотрено нормами СанПиНа, но другими нормами того же документа установка еще одного унитаза невозможна, так как площадь санузла не позволяет этого сделать.
На устранение предписаний (даже тех, которые можно устранить) у школ просто нет средств. Муниципалитеты помочь тоже не могут. В итоге – штрафы, и… круг смыкается.
Говорить о создании новых мест в школах (иначе говоря, о строительстве новых школ) вообще не приходится – это миллиарды рублей (таких денег нет даже в региональных бюджетах, но у них хотя бы есть надежда на прямую поддержку из федеральной казны). Отсутствие средств влечет за собой неисполнение президентского поручения о переходе на обучение в одну смену. Как писал «ФедералПресс», только Екатеринбургу для инвестирования в строительство школ и ремонт имеющихся необходимо порядка 7 млрд рублей в год. В этом году местные власти готовятся открыть шесть новых школ, но чтобы выполнить поручение президента, вплоть до 2025 году нужно строить по две-три новые школы и примерно в десяти проводить капитальный ремонт. В районах области ситуация не менее сложная.
На данный момент субъекты уже несут на себе серьезную нагрузку по финансированию школьной системы. Регионы оплачивают все, что ученики обязаны получать в рамках государственных стандартов, в том числе учебную литературу. Да и зарплату учителям обеспечивают тоже власти субъектов.
Пожалуй, сложнее всего будет провести передачу имущества с муниципального на региональный уровень. С другой стороны, с завершением этого процесса у субъектов развяжутся руки: ожидается, что повысится эффективность расходования бюджетных средств. При этом повысится его прозрачность для самих региональных властей, которые будут заинтересованы вкладывать деньги в тот же ремонт школ, да и в образование в целом. А когда гарантом стабильности системы будут региональные власти, вероятность привлечения частных инвестиций, создания государственно-частных школ сразу возрастет.
«Будет лучше»
Анонсированная реформа образования уже поддержана на уровне комитета Госдумы по образованию и науке. Депутат Борис Чернышов в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что изменения в системе абсолютно оправданы и целесообразны и, по сути, делать это нужно было раньше. «Мы тратим на школьное образование большие деньги, но при этом мы не в полной мере их контролируем. Плюс на уровне муниципалитетов власти захлебываются от недостатка финансирования, от большого количества обязанностей, - пояснил парламентарий. – Нам нужно единое образовательное пространство, единая образовательная политика, которая не будет отличаться от поселения к поселению».
Кроме того, по мнению Чернышова, передача школ на уровень субъектов позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений и решить существующие коммунальные проблемы.
Политолог Павел Салин также полагает, что основной мотив реформирования системы кроется в бедности муниципалитетов. «Муниципальная власть с финансовой точки зрения зачастую фактически не состоятельная», - заметил политолог.
Другой важный момент – в результате реформы из финансовой, да и управленческой цепочки уйдет «лишнее звено»: федеральному центру с регионов, с одной стороны, проще будет спрашивать за переданные средства, с другой – такое прямое подчинение позволит более оперативно решать вопросы, то есть повысится управляемость системы. По словам депутата Бориса Чернышова, у федеральных и региональных чиновников «не будет желания подставлять самих себя».
Вместе с тем, политолог Павел Салин не уверен в повышении управляемости, он полагает, что как раз в этой части реформа «может сказаться негативно: школы отодвигают дальше от центра принятия решений». «Практика управления будет разниться от региона к региону. Каждый будет по-своему выстраивать управление, - считает Салин. – А на уровне латентной коррупции реформа не скажется, потому что администрации школ останутся прежними, и те практики, к которым они привыкли, они будут и дальше проводить в жизнь».
Фото - Илья Питалев, РИА Новости
Источник: Федерал пресс