Нынешняя транспортная схема Екатеринбурга формировалась десятилетиями – новые маршруты добавлялись практически ежегодно. Так, по данным заместителя главы администрации Екатеринбурга Евгения Липовича, в 2000 году услугами общественного транспорта воспользовались 679 млн пассажиров, которые в общей сложности проехали 60 млн километров. К 2016 году эти показатели увеличились в разы: 310 млн пассажиров проехали 141 млн километров. «Один из самых основных показателей работы любого общественного транспорта: сколько человек на один километр транспортной работы мы перевезли. В 2000 году это было 11 человек, в 2016 году – максимальный показатель – 2 пассажира на один километр транспортной работы», – заявил он.
На сегодняшний день в Екатеринбурге действует 136 маршрутов: 30 трамваев, 19 троллейбусов, 87 автобусов. Автобусные маршруты выполняются муниципальным автотранспортным предприятием (32 маршрута) и частными перевозчиками (55 маршрутов). Как заявил «ФедералПресс» руководитель комитета по транспорту городской администрации Игорь Федотов, всего маршруты обслуживают 28 частных перевозчиков, из которых предприятия со своим подвижным составом и штатными сотрудниками «можно пересчитать по пальцам одной руки».
В администрации Екатеринбурга настаивают, что нынешняя транспортная система имеет лишь одно преимущество – практически из любой точки города жители могут добраться без пересадки, заплатив за проезд один раз. С 1 февраля цена разовой поездки в общественном транспорте составит 28 рублей. Наряду с этим городские чиновники признают, что порядка 35 % пассажиров на текущий момент ездят с пересадками.
Главный недостаток сети – большое количество дублирующих маршрутов. Так, по словам Федотова, только по улице 8 Марта в районе остановки Декабристов курсирует 8 трамвайных маршрутов, 20 автобусов, а также там есть и линия метрополитена. Несмотря на это, время ожидания конкретного маршрута общественного транспорта на текущий момент составляет 20–30 минут, иногда – более часа.
Кроме того, маршруты не сбалансированы между собой, в связи с чем автобусы большой вместимости, трамваи и троллейбусы курсируют практические пустые, тогда как малые автобусы и маршрутки переполнены. В связи с этим транспортные предприятия несут финансовые потери – по последним данным, сумма убытков составляет порядка 2 млрд рублей. При этом в нынешнем году вступают в силу изменения в ФЗ-220, которые меняют принципы финансирования выпадающих доходов транспортников. Так, по словам Игоря Федотова, при заключении новых договоров по существующей маршрутной сети (срок действия нынешних истекает летом) для этой цели из городского бюджета потребуются дополнительные средства, которые значительно превышают запланированные. В 2017 году на эти цели предполагается потратить более 700 млн рублей.
В июле заканчиваются пятилетние контракты, заключенные администрацией Екатеринбурга с перевозчиками на обслуживание маршрутов. С этого дня 114 маршрутов из ныне существующих будут изменены (некоторые полностью отменены). На сегодняшний день известно о 45 новых маршрутах автобусов, схемы движения трамваев и троллейбусов официально еще не опубликованы. Кроме того, авторы еще вносят небольшие коррективы и добавляют новые маршруты. В общей сложности в городе будет курсировать около 100 маршрутов. Итоговая схема будет представлена в марте.
Предполагается что новые маршруты будут более короткими, не будут дублировать друг друга, а частота движения резко увеличится. За счет этого время ожидания транспорта на остановке сократится до 5–7 минут. Этот аргумент подвергается наибольшей критике со стороны горожан и экспертов, учитывая дорожную ситуацию в городе. Контролировать соблюдение этого интеврала будет специальный Центр управления перевозками – в данный момент структура находится в стадии формирования. В случае каких-либо нарушений в работе транспорта предусмотрен резерв автобусов, которые будут направляться на проблемные участки. Правда, таких резервных машин предусмотрено всего 20. По словам Игоря Федотова, из работы системы городского общественного транспорта будет выведено порядка 800 автобусов малой вместимости. Это немаловажный факт, к которому апеллируют частные перевозчики, поскольку именно вывод этих автобусов (они все эксплуатируются частниками) приведет к тому, что работающие на них водители и кондукторы, вероятно, останутся без работы.
Кроме того, новая транспортная схема предполагает наличие большего количества пересадок. По словам одного из авторов проекта Андрея Толмачева, жители Екатеринбурга смогут добраться из большинства отдаленных районов без пересадок (или с одной) в «95 % случаев». Для того, чтобы сделать процесс пересадки эффективным, администрация города намеревается построить 14 новых остановок (на текущий момент существует 1,5 тысячи остановок) и перенести 30 действующих.
Самый дискуссионный вопрос на текущий момент – стоимость проезда в общественном транспорте при всех изменениях. Учитывая увеличение количества пересадок, чиновники обещают внедрить повременной тариф на 45, 60 или 90 минут – дискуссия по этому вопросу продолжается до сих пор. Равно как и размер тарифа. По словам руководителя региональной энергетической комиссии Владимира Гришанова, на 2017 год максимальный тариф для транспортников Екатеринбурга установлен в размере 28 рублей. В следующий раз его можно менять лишь через год. Правда, городские чиновники уверяют, что повременной тариф с РЭК согласовывать не придется. Но, по словам Евгения Липовича, с введением транспортной системы стоимость проезда для граждан увеличиться не должна, и может даже снизиться.
Как заявил замглавы администрации Екатеринбурга Евгений Липович, внедрение новой транспортной схемы обойдется городскому бюджету и транспортным предприятиям в 30 млн рублей. Еще 8,1 млн рублей – цена контракта на разработку этой схемы, которую выполнил фонд «Город.PRO». При этом чиновники утверждают, что экономический эффект от внедрения новой транспортной системы составит 2 млрд рублей – ровно такие убытки несут сейчас транспортные предприятия.
Немаловажно, что сами жители Екатеринбурга грядущие изменения оценивают крайне негативно. Так, по данным опроса горожан, который был проведен в середине января Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов совместно с «ФедералПресс» и «УралПолит.Ru», из тех горожан, кого полностью устраивает нынешняя схема маршрутов (45,3 %), поддерживают нововведения лишь 12,1 % жителей, а из тех, кто полностью не удовлетворен существующей схемой маршрутов (8,6 %), новую поддерживают 52,5 %. более того, те жители Екатеринбурга, кто ознакомился с новой схемой движения транспорта (14,1 %), в большинстве относятся к ее внедрению отрицательно (80 %).