Те, кого русские люди в силу своей душевной широты и незлопамятности продолжают называть братьями, давно мыслят о них совсем другими категориями.
На днях номинально самый близкий и лояльный нам казахстанский президент, обладающий по-восточному «полубожественным» статусом «лидера нации», Нурсултан Назарбаев заявил: «Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль. У нас даже дорог внутри страны не было. А сейчас видели, какую железную дорогу запустили? А раньше такого не было, потому что мы были колонией». Нурсултан Абишевич также отметил, что в мире «нет таких государств», которые бы, как и Казахстан, «запускали гигантские предприятия, современные заводы и создавали рабочие места». Жителей Казахстана политик назвал «великим народом».
Немного резче, но в том же ключе выражаются по отношению к России лидеры Украины и Прибалтики. Так в чём тогда спрашивается, отличие между «друзьями-союзниками» и явными врагами-русофобами? И есть ли правда в словах лидера казахского народа?
Фактов того, как ненавистная Россия всё вывозила, а несчастным казахам оставляла только пыль, Нурсултан Абишевич, разумеется, не привёл. Как не рассказал и о том, какое жалкое зрелище в массе своей представлял собой этот великий народ в драных халатах до прихода туда России. В книге известного российского историка вооруженных сил, писателя, ветерана ВДВ Бориса Костина «Скобелев», написанной на основе большой массы архивным материалов, читаем: «В семидесятые годы XIX столетия Туркестан представлял собой обширный по территории край, в котором господствовали крайне отсталые феодальные отношения, переплетающиеся тесно с остатками патриархально-родового быта, варварскими пережитками рабовладельчества, где значительная часть населения вела кочевой образ жизни. В экономическом отношении Туркестан находился в крайнем тупике. Производительность сельскохозяйственного и ремесленного труда здесь стояли на очень низкой ступени, несмотря на исключительные природные богатства и обилие сырья. Деспотичные ханы враждовали между собой. Народы страдали от этих междоусобиц, несших разорение колодцев, арыков, кишлаков, и обращение в рабство. <…> Русские в Туркестане действовали не как завоеватели. Они объединяли разрозненные, кочующие, враждующие народы, прививали вкус к оседлой жизни, к устроительству новых городов, дорог, арыков. Россия оберегала край своей мощью».
Эти факты подтверждает даже такой известный русофоб, как Фридрих Энгельс в своём письме к Марксу от 23 мая 1851 года.
А теперь обратимся к некоторым цифрам. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, на территории края в пределах границ нынешнего Казахстана проживало 4147,8 тысяч человек, из них 3392,7 тысячи или 81,7% составляли казахи.
Если мы посмотрим на карту того времени, то на территории современного Казахстана, мы практически не увидим сколь-либо значимых городов, основанных, возведённых и доведённых до уровня неких цивилизационно-индустриальных и торговых центров, самими казахами. Имея под собой плодороднейшие сельскохозяйственные земли, богатые к тому же полезными ископаемыми (тут Нурсултан Абишевич абсолютно прав), казахи во второй четверти XIX века становятся главными покупателями российского хлеба и готовых металлических изделий, вплоть до ножей и топоров. Так к кому надо адресовать вопросы, - почему на территории современного Казахстана за столько веков великий народ не построил себе великих городов, дорог, не начал самостоятельно добывать и перерабатывать, или хотя-бы тупо вывозить и продавать на экспорт, полезные ископаемые?
Не потому ли, что даже в начале ХХ века уже несколько десятилетий пребывая в составе Российской империи, основное население Казахстана продолжало жить в сельской местности и заниматься полукочевым скотоводством? Теперь, значит, Россия во всём виновата. Что плохо обслужила чаяния, нужды и интересы казахского народа, приняв его в свои объятья. Не построила ему дороги, висячие сады Семирамиды? А кто в начале XX века развернул строительство железной дороги Оренбург - Ташкент, а также Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог? Крупнейшая в регионе Оренбургско-Ташкентская железнодорожная магистраль, построенная в 1901-1905 годах, стала поистине невиданным явлением для здешних мест. К 1917 году в Казахстане было проложено 2793 версты железных дорог. Забыл видно про это сегодняшний лидер нации.
К 1913 году в Казахстане насчитывалось уже 675 фабрично-заводских предприятий, на которых работала 51 тысяча рабочих (из них более 19 тысяч в крупной промышленности). На железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тысяч рабочих. При этом, все участники данной деятельности были вовлечены в единый общегосударственный хозяйственный оборот и единые стандарты жизни. В 1911-1912 годах Казахстан переживал настоящий экономический бум. И это называется колония?
У России, как известно, не было колоний. У неё были национальные окраины, что совсем не одно и то же. Мы до сих пор употребляем словосочетание «окраина города», но это не значит, что это какая-то резервация, и там живут люди второго сорта, которых подвергают нещадной эксплуатации и дискриминации жители центра города. Напротив, вводя в свой состав какие-то территории, Россия и в царские и в советские времена старалась в хорошем смысле слова освоить их, поднять до уровня исконно-русских областей, организовать и обеспечить единое экономическое, правовое и социокультурное пространство. Чтобы в рамках этого пространства свободно и без всякой дискриминации, без всякого ущерба перемещались люди, товары, деньги, идеи, произведения искусства, и т. д. Практически всё, что сегодня имеют гордые и самостийные национальные государства, образовавшиеся на руинах СССР – было инициировано и создано руками, ненавистных русских «колониалистов».
Возьмём всё тот же Казахстан. В фундаментальном труде Института экономика РАН под названием «Социально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия», выпущенном в 2012 году, читаем: «В 1989 году доля нетитульных национальностей в населении достигла 60,3% (для сравнения: в 1926 г. - 38,9%). Особо значимую экономическую роль они играли в промышленности, где около ⅔ работающих составляли лица некоренной национальности».
Русские «колонизаторы» также способствовали разработке и освоению крупнейших угольных бассейнов республики – Карагандинского и Экибастузского. Нефтедобычи на полуострове Мангышлак и в Эмбинском районе. Появлению и развитию цветной металлургии. В 1991 году доля Казахстана в союзном производстве фосфора и хрома составляла 90%, 70% - свинца, цинка, титана, магния и олова, 60% - серебра и молибдена. С нулевого цикла была построена мощнейшая химическая промышленность и машиностроение (преимущественно тяжелое).
Где и кто столько сделал для своих колониальных владений? Может, англичане, которые активно стремились в регион из Афганистана? Что-то по Индии этого не скажешь. Британцы население своих колоний, которые именно так, не стесняясь, и называли, вообще мало чем отличали от животных.
Какие ещё были альтернативы великого казахского народа, помимо вступления в состав России? Их не много. Быть вырезанными джунгарами или китайской Империей Цинь, которая уничтожила джунгарское ханство, стерев его и проживавший там народ с исторической карты. Теоретически был, правда, призрачный вариант остаться гордо-независимыми. Но тогда очень явно маячила перспектива застрять в средневековье до сих пор, как большая часть территории нынешнего Пакистана. Беженцев в Европу оттуда нынче не меньше, чем из Ливии или Эритреи. Хотя страна вроде бы ни с кем не воюет. Но обо всём этом Нурсултан Абишевич не говорит. Как и о том, что согласно бюллетеню «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» №9 за май 1996 года, с момента распада Союза ССР за первые пять лет из Казахстана эмигрировало более одного миллиона русских! Почему? Не потому ли, что им начали активно демонстрировать свою невыносимую признательность и любовь за возведённый в пыльной, безводной и пустынной степи цветущий Казахстан?
Аналогичные трели о том, что ненавистная Россия насильно колонизировала, всё выкачивала и заставляла глотать пыль, раздаются не только с целинных просторов Казахстана, которые когда-то тоже поднимала вся великая страна. Они слышны от грузин, спасённых русскими от полного истребления персами и турками, украинцев, которых бы сегодня вовсе не существовало, поскольку поляки и австро-венгры никаких украинцев не признавали и давили своим национальным катком всякую иную самоидентификацию, и других бывших братьев.
На днях в Белоруссии были арестованы трое авторов портала Regnum, - местных жителей. Формально им инкриминируется «разжигание межнациональной розни», а по сути - чрезмерно пророссийская, по мнению местных спецслужб, направленность публикаций. Арестованным грозит от 5 до 12 лет заключения. 9 декабря редакция Regnum выступила с заявлением, в котором отвергает все обвинения выдвигаемые задержанным.
«Редакция уверена, что названные действия спецслужб являются провокационными и предательскими по отношению к Белоруссии и России, инспирированными с целью толкнуть президента Белоруссии Александра Лукашенко по пути экс-президента Украины Виктора Януковича», - говорится в заявлении портала.
Случайно или нет, но арест журналистов произошел практически сразу после завершения официального визита в Белоруссию делегации Сейма Польши. А польские товарищи приезжали, в том числе, для придания нового импульса белорусско-польскому межправительственному соглашению о сотрудничестве в сфере образования. Очевидно, продуктом такого сотрудничества станут новые книги и учебники о «тысячелетней государственности» Белоруссии, которая якобы развивалась в рамках Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, закаляясь в бескомпромиссной борьбе против «имперского угнетения» со стороны России.
В общем, та же казахстанская песня про великий народ, по трагической исторической случайности попавший на непродолжительное время под власть злых и жадных русских колонизаторов, - только на свой лад. Даже национальные культы похожи. Казахи поднимают на щит Чингисхана и чингизидов, белорусы – Радзивиллов. В этом нашим, теперь уже и не знаешь, как говорить, - братьям или нет, - активно помогают действующие в республике: Польский институт в Минске, Польская высшая гуманитарная школа Белорусского института правоведения, фонд имени Стефана Батория, и другие довольно мощные ориентированные на Польшу организации.
Может, хватит и нам стесняться, да начать тоже всем напоминать: - почему, и в каком виде их всех приняли в состав Российской империи и СССР, как им в них жилось, и с чем они их покинули. А то ведь, почему-то всем и всё время можно «говорить историческую правду», а нам нельзя. Неудобно, обидятся, мол, попрекаем. А нас постоянно и незаслуженно пинать и охаивать можно, и даже должно? Откуда у Украины взялся тот же Донбасс, не говоря уже о Крыме? Какое они имеют отношение к украинству? Какое отношение к Казахстану имеют построенные казаками и русскими гарнизонами приграничные форпостные крепости, ставшие в последующем городами, областными центрами Сибири и Южного Урала? Списки можно продолжать.
Все эти территории облагороженные, освоенные, индустриализированные и заселённые русскими людьми, преступным росчерком пера беловежских предателей были растащены невероятно нажившимися на дележе некогда общих богатств «братьями», которые теперь в знак благодарности ещё и оплёвывают того, за счёт кого сохранились как этносы, поднялись, развились, и приросли территориально!
Что же будет дальше? Как в «Золотой рыбке», скоро захотят стать «владычицей морской», и чтобы рыбка в лице России была у них на посылках? А почему нет? Одни чингизиды, другие радзивилово семя, третьи вообще от великих укров, от которых пошла вся европейская цивилизация, ведутся. Это вам не чумазая, лапотная Русь.
Вадим Бондарь