В битве за жизнь великой России отступать некуда – позади Москва
16 ноября исполняется ровно 75 лет с момента знаменитого подвига 28 героев-панфиловцев, в неравном бою сумевших остановить продвижение рвавшихся к Москве немцев. Те события стали одним из главных подвигов в Великой Отечественной войне и важным элементом культа Победы, до сих пор формирующим патриотическое сознание и объединяющим граждан России и стран бывшего СССР. Однако последнее время всё чаще предпринимаются попытки поставить под сомнение подвиг панфиловцев и вычеркнуть эту героическую страницу нашей истории из народного сознания. Делается это лишь для одной цели: последовательно уничтожить идеологический фундамент патриотизма, воспитав в людях презрение к своей собственной Отчизне.
Начало Великой Отечественной войны было крайне неудачным для СССР: Красная Армия с боями отступала под натиском немцев, решивших, по плану Адольфа Гитлера, закончить войну к зиме 1941 года. Для этой цели предполагалось захватить Ленинград, Москву и Киев, выйдя затем к Архангельску, Волге и Кубани. Однако главной целью гитлеровцев была столица СССР, захват которой, по мнению руководства нацистской Германии, стал бы решающим ударом по «глиняному колоссу» СССР. С этой целью 30 сентября началась операция по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун».
К этому времени в казахской Алма-Ате была сформирована 316-я стрелковая дивизия, командиром которой стал уроженец Саратовской губернии генерал-майор Иван Панфилов. В начале сентября свежая дивизия была отправлена на фронт недалеко от Новгорода. Однако тяжелая ситуация под Москвой требовала дополнительных сил для защиты столицы, поэтому в конце октября дивизию перебрасывают в район подмосковного Волоколамска, где ей было приказано занять полосу обороны протяженностью около 40 километров. Солдаты Панфилова обороняли один из самых опасных участков, поэтому им приходилось вести постоянные изнуряющие бои с пытающимися прорваться превосходящими силами немцев. Против одной стрелковой дивизии Панфилова Вермахт выставил четыре: три танковых и одну стрелковую. Впрочем, солдат 316-й дивизии это не испугало, и только за последнюю неделю октября они уничтожили более 80 танков Вермахта, а его потери в живой силе составили около девяти тысяч солдат и офицеров.
Однако самый яростный бой случился 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково, который обороняли солдаты и офицеры четвертой роты 1075-го полка под командованием политрука Василия Клочкова, также уроженца саратовской земли. Немецкое командование отправило в атаку на разъезд 50 танков при поддержке пехоты. Страшный бой длился более четырех часов. За это время панфиловцы, вооруженные ружьями, гранатами и бутылками с зажигательной смесью, под непосредственным командованием Клочкова подбили 18 танков противника.
Несмотря на потери, немцы не собирались отступать, усилив атаку на развязку. Панфиловцы же понесли серьезные потери, потеряв немало своих товарищей. Сам Клочков понимал, что силы слишком неравны и выстоять у оставшихся в живых не получится. Понимал он и то, что нужно стоять насмерть и не дать врагу прорваться. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва», – произнес тогда политрук свои слова, ставшие затем девизом всех сражавшихся за Родину советских бойцов. После этого политрук со связкой гранат бросился под немецкий танк, взорвав его вместе с собой.
Подвиг панфиловцев позволил приостановить до того стремительно развивавшееся наступление немцев на Москву. В целом же, в результате боев 16-20 ноября на стратегически важном Волоколамском направлении было остановлено до того момента успешно развивавшееся наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта. Немецкие войска, постепенно терявшие темп наступления в изматывающих боях вскоре оказались под угрозой поражения, когда Красная армия, измотавшая противника в оборонительных боях, перешла в наступление в декабре 1941 года, отбросив части Вермахта от столицы.
Подвиг панфиловцев стал значительным вкладом в победу под Москвой, которая вдохнула в народ веру в победу над врагом. А уже после войны история боя под Дубосеково во многом была мифологизирована, став одним из важнейших элементов идеологии Великой Победы.
Генерал-майор Панфилов (слева)
***
Впрочем, начало «Перестройки», а затем распад СССР и формирование «новой российской идентичности» вызвало к жизни неоднозначные процессы по пересмотру собственной истории, переосмыслению её событий и их интерпретации в историографии. Появилось огромное количество всевозможных «правдорубов», тем или иным способом пытавшихся донести до общества свою собственную точку зрения, входившую в противоречие с устоявшейся трактовкой того или иного события. Примечательно при этом, что основной свой упор «разоблачители» сделали на героических страницах российского прошлого, неотъемлемой составной частью которого и является подвиг 28 панфиловцев.
И главным «правдорубом» здесь выступил бывший директор Госархива, доктор исторических наук Сергей Мироненко. Историк, ссылаясь на данные архивных материалов, в том числе материалы прокуратуры и показания свидетелей и очевидцев утверждает, что подвига 28 панфиловцев на самом деле не было, а представленная в нынешнем виде версия – выдумка советской пропаганды. Кроме того, Мироненко заявил, что Клочков свою знаменитую фразу не произносил, а придумал её тогдашний литературный секретарь «Красной звезды» Александр Кривицкий, в голове которого и родилась история «вымышленного» подвига. Впрочем, выступление Мироненко, назвавшего выдумкой героический подвиг солдат Красной Армии, вполне согласуется с его симпатией к предавшему Родину генералу Андрею Власову, оправдать которого он попытался в одной из своих работ.
Что же касается панфиловцев, то реальность тех событий действительно подвергалась сомнению в первые годы после войны. Теория о недостоверности подвига была основана на показаниях Кривицкого, данных им в конце 40-х годов. Тогда журналист выступил с признанием, что 28 панфиловцев и их подвиг – это плод его воображения. Однако уже в 70-х годах бывший литсекретарь «Красной звезды» вспоминал, что его заставили сказать неправду под угрозой применения силы. «Мне было сказано, что если я откажусь от показания, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково – мой литературный вымысел», – сказал Кривицкий в интервью.
Нужда же в подобных лживых показаниях, по мнению историка Константина Дроздова, имела место в рамках кампании по очернению маршала Георгия Жукова, бывшего главным инициатором награждения панфиловцев. Военачальник, вскоре после войны заподозренный Сталиным в стремлении к власти, подвергся опале и был снят с поста главкома сухопутных войск.
Другие же, более мелкие спорные моменты, такие как численность отражавших атаки советских бойцов, состав атаковавшей немецкой группировки и количество танков в ней, потери отряда красноармейцев и число выживших солдат – всё это не опровергает самого факта боя и того подвига, который совершили советские бойцы.
Несомненно, в дальнейшем подвиг панфиловцев был отчасти мифологизирован, однако мифологизация героического поступка – это естественная оболочка подвига, которая придается ему через много лет благодарными потомками. И в дальнейшем подвиг, вошедший в историю в той или иной степени в мифологической оболочке, становится одним из кирпичиков в фундамент патриотизма и любви к своему Отечеству. Подвиг панфиловцев и его героическая трактовка показывает силу и мощь народного духа, патриотизм сынов России и их готовность пожертвовать собой ради неё. Именно такие элементы патриотического фундамента и формируют народное самосознание, основанное на любви к Родине и вере в свои силы. Последние и дают опору нации в любые, даже самые тяжелые периоды её истории: во время войн, стихийных бедствий, экономических катастроф и прочих катаклизмов. Пример героических предков заставляет человека жить и побеждать.
***
Неслучайно советское руководство в годы войны обратилось к до этого презираемому ею русскому прошлому, показав народу героизм его предков. Неслучайно в нынешние нелегкие времена, когда против России силами коллективного Запада идет необъявленная война, наша страна всё чаще ищет поддержку в своем прошлом, обращаясь к тогдашним героям и их подвигам.
В таких условиях «правдорубы» вроде Мироненко фактически выступают на стороне врага, методично ведя работу по выниманию тех самых кирпичиков из фундамента национального патриотизма, ослабление которого приведет к катастрофическим последствиям в условиях противостояния с Западом, что, наоборот, требует сплочения народа. Кроме панфиловцев, одной из целей «разоблачителей» является святой князь Александр Невский, начавший создавать на обломках тогдашней Руси новую Россию, отразив при этом экспансию западных рыцарей-крестоносцев. Именно тогда был сделан цивилизационный выбор нашего народа, не пожелавшего, в отличие от земель юго-западной Руси, склонять голову перед Западом. За это Невский подвергается всяческой обструкции среди «правдорубов»: то, по их мнению, не было Ледового побоища, то князь на самом деле был татарским прихвостнем, да и вообще неправильную он политику вел, надо было отдаться Западу, как земли юго-западной Руси (ныне Украины), и всё бы у нас потом было хорошо.
Подобные разговоры очень напоминают утверждения про «не уперлись бы тогда под Сталинградом, пили бы сейчас баварское». Нужно понимать, что подобные разговоры ведут те же самые люди, кто заявляет о том, что подвига 28 панфиловцев не было, кто продолжает таким образом подтачивать фундамент народного патриотизма.
Монумент героям-панфиловцам
Тем не менее, один факт дает надежду, что ничего у этих деятелей не получится: всенародные сборы на фильм «28 панфиловцев», выходящий на экраны кинотеатров страны 24 ноября, составил рекордную для народного сбора сумму в 34 миллиона рублей. Более того, эта кампания стала одним из самых масштабных народных сборов во всем мире. Люди жертвовали самые разные суммы: кто-то вносил 500 рублей, кто-то пять тысяч, кто-то десять, а один из жителей Северодвинска сделал рекордное пожертвование на сумму в миллион рублей. В целом, кампания по сбору средств оказалась действительно всенародной.
И именно подвиг 28 панфиловцев и желание отразить их героизм в кинематографе, стали основой, на которой народ объединился ради достижения единой цели. Много ли подобных случаев мы знаем в современной России, погрязшей в индивидуализме и потреблении, ставшей за годы «звериного либерализма» забывать своих героев и их подвиги? Увы, нет. И успех в сборе средств на фильм стал наглядной демонстрацией того, как патриотическая легенда, основанная на реальных событиях, может служить Родине.
75 лет назад панфиловцы отстояли свою Родину в тяжелейших боях с противником. Сейчас же нам необходимо отстоять их доброе имя и их геройский поступок, вселяющий в наш народ чувство веры в свои силы. И главная битва за наше героическое прошлое еще впереди. И от её исхода будет зависеть будущее России.
Иван Прошкин