Президент федерации автоспорта Верхней Пышмы Максим Ченцов сегодня представил общественности все документы, подтверждающие право уральских гонщиков организовать автодром на озере Балтым (которое является особой охраняемой зоной в Свердловской области) и проводить соревнования. Как рассказал на сегодняшней пресс-конференции автор проекта «Ледовый автодром», изначально гонки проводились на Шиловском водохранилище в Березовском, но из-за подводного течения МЧС предложило перенести их на Шарташ или Балтым. В 2008 году минприроды Свердловской области заявило, что считает возможным организацию гонок на Балтыме, но попросило согласовать их с мэрией. Тогда разрешение городских властей было получено.
Для большей безопасности и гарантии стабильной работы автодрома Ченцов заключил договор водопользования с областным министерством, хотя формально он не требовался. В итоге такой документ был подписан на срок до 2031 года и предусматривал работу «спортивной трассы для технических видов спорта». При подготовке договора министерство запрашивало позицию мэрии Верхней Пышмы, которая не высказала возражений.
Работу автодрома надзорные ведомства контролировали регулярно, но в 2016-2017 годах проверки стали практически ежедневными. Причиной Ченцов называет непрекращающиеся жалобы бывшего топ-менеджера УГМК Сергея Ратманова, который поселился в одном из элитных коттеджей, построенных зимой 2016 года рядом с «Ледовым автодромом» с выходом на озеро («прямо на берегу, в водоохранной зоне», отмечают спортсмены). «Каждый день минимум две проверки, на КПП висела инструкция по заполнению объяснительных. Результат нулевой – мы получили только предупреждение только об отсутствии паспорта на зону рекреации, который после этого мы оформили», – говорит глава федерации. Неприятности на этом не прекратились: перед гонками на льду спортсмены стали находить гвозди без шляпок и замаскированные конструкции, напоминающие противотанковые ежи.
В конце 2016 года мэрия выпустила постановление, ограничивающее выезд машин на лед. Организаторы гонок направили запрос в областное министерство, ответ, по словам Ченцова, сводился к тому, что они могут продолжать работу в рамках договора аренды. Они обжаловали постановление в суде, но дело затянулось более чем на полгода и до сих пор не решено. В затягивании дела Ченцов винит власти Верхней Пышмы, которые контролирует градообразующее предприятие УГМК.
Противостояние достигло апогея 21 января: девятые автомобильные соревнования Ice Drift 2018 и Extreme Ice 2018 попытались сорвать представители горадминистрации Верхней Пышмы, министерства природных ресурсов, полиция, а также неизвестные, представившиеся казаками. «Мы получаем налет граждан в масках, с ножами,каким-то средневековым оружием, заточенными саперными лопатками. Что это, как не акт устрашения?» – возмущается Ченцов. Он отметил, что представитель верховного командования «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» на Урале Юрий Измоденов осудил участвовавших в провокации «коллег». Пару дней назад он выпустил видео на YouTube, где заявил: «люди, участвовавшие в рейде автодрома, не входят ни в одну официальную казачью структуру».
Что касается протоколов, составленных чиновниками минприроды на нескольких участников гонок за выезд на лед, то пока никто не привлечен к административной ответственности. «У нас есть основания полагать, что министерство было просто дезинформировано», – считает Ченцов.
Главную угрозу организаторы видят в подготовке изменений в областные правила охраны жизни людей на водных объектах. По имеющейся информации, готовится полный запрет выезда на лед вне переправ. «Это подается под предлогом безопасности, есть печальная статистика гибели людей. Но кто тонет? Тонут нерадивые, подвыпившие граждане в крещенских прорубях, любители экстремальной рыбалки, которые выезжают на тонкий лед или, наоборот, в апреле, когда он уже растаял», – говорит Ченцов. «Молодежь имеет горячий пыл. Если не будет специальной площадки, будут вымещать адреналин на улицах города и порочить имидж автоспорта. На улицах будет больше нарушений ПДД», – прогнозирует Сергей Карякин. «Завтра гонки запретят – они машины продадут, колеса выкинут и за шашки пересядут? Не каждый может себе позволить ехать в Пермь, Тюмень или Челябинск, где есть трассы», – солидарен Ченцов.
Организаторы заверили, что гонки не несут угрозы и для экологического состояния Балтыма: с автодрома вывозят грязный снег, машины с протечками и повреждениями к соревнованиям не допускаются, уровень углекислого газа и шумового загрязнения не превышает нормативов. «Есть рыбаки, которые просто говорят о выбросах, а есть документ. Да, мы шумим, но в дневное время и в допустимых пределах», – заявил Ченцов.
Следующие соревнования должны пройти во вторые выходные февраля. Организаторы решили провести автопробег по центральным улицам Верхней Пышмы в защиту гонок (заявку на его проведение уже подали в мэрию). Кроме того, они обратились к губернатору Евгению Куйвашеву, который в свое время поддерживал автодром в Тюмени. «Сейчас автоспорт находится под угрозой уничтожения. О тренировках, соревнованиях, громких победах придется забыть надолго, если не навсегда», – говорится в письме, к которому приложат 4300 подписей, собранных в интернете.
Между тем не разделяет позицию Ченцова и Карякина депутат верхнепышминской гордумы от «Справедливой России», зампред комиссии по ЖКХ Елена Бобровская. Корреспонденту «ФедералПресс» она заявила: «Гонки нужно срочно прекращать! Я лично за чистое озеро!» Стоит отметить, что аналогичные гонки проводятся на Байкале при том, что озеро находится под охраной ЮНЕСКО, а также популярны в других странах: Норвегии и Швеции.
Источник: Федерал пресс