Еще во времена СССР право называться «особо опасными инфекциями» (ООИ) имели возбудители всего нескольких, но весьма грозных заболеваний, таких как чума, холера, сибирская язва.
В наши дни этот список серьезно расширился. К ООИ добавились, в частности, желтая лихорадка, лихорадки Западного Нила, Марбург, Эбола, грипп человека, вызванный новым типом вируса и другие инфекционные заболевания, при возникновении которых есть риск эпидемии, а то и пандемии.
«Этот список един для всех стран. В соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года, по которым мы работаем, в случае возникновения подобной инфекции на территории страны она обязана немедленно сообщить об этом всем соседним государствам и во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), — рассказала «СП» заместитель главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам ФГБУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» Елена Чубайко.— Как эпидемиолог, я скорее связываю, объективный рост заболеваемости такими инфекциями, а значит, и риск их распространения с улучшением общемировой транспортной доступности и развитием туризма в экзотические страны, а также с улучшением их выявляемости.
Конечно, есть особо опасные инфекции, которым на нашей территории, к счастью, сложно как следует «развернуться». То есть даже приезд сюда уже заболевшего человека не грозит неминуемой эпидемией, поскольку у нас нет эндемичного переносчика, определенного вида обезьян или комаров. Остается лишь риск передачи от человека к человеку".
Тем не менее, глобализация и активные международные контакты — серьезный вызов для наших врачей-инфекционистов и эпидемиологов, которые обязаны быть во всеоружии против самых опасных болезней.
Специализированная бригада по борьбе с особо опасными инфекциями Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) с подготовленным персоналом и самым современным на тот момент оборудованием участвовала в медицинском обеспечении XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи, где наша страна принимала спортсменов и делегатов всего земного шара.
— В частности, в её оснащение входили транспортировочные изолирующие боксы (ТИБ), мобильная палата для изолирования инфицированных больных, — рассказывает заведующий отделением специализированной скорой медицинской помощи Клинической больницы № 85 ФМБА России врач — анестезиолог-реаниматолог Виталий Быков. — Преимущество их использования в том, что в любом крытом помещении можно быстро развернуть специальную палату, при работе в ней создаётся отрицательное давление, препятствующее распространению инфекции во внешнюю среду, что делает пребывание пациента безопасным для окружающих. Пациент с подозрением на ООИ в эту палату доставляется с помощью транспортировочного изолирующего бокса, здесь ведётся наблюдение за его состоянием, производится забор анализов и проводятся другие лечебно-диагностические мероприятия. Для врачей в этой палате есть все необходимое, возможно подключение аппаратуры для слежения за жизненными функциями организма и искусственной вентиляции легких. Выход оттуда возможен с соблюдением требований противоэпидемического режима, т.е. после прохождения дезинфекционной обработки.
«СП»: — Расскажите подробней, как это работает?
— При получении информации о выявлении пациента с симптомами, подозрительными на ООИ, к нему выезжает врач-инфекционист, на помощь которому, в случае необходимости, вызывается специализированная бригада. При помощи ТИБ пациента доставляют либо сразу в инфекционную больницу, либо в автономную изолирующую палату. Уже во время транспортировки есть возможность проведения всей необходимой медицинской помощи, что позволяет выиграть время в борьбе за жизнь и здоровье пациента. Чем раньше мы имеем возможность приступить к проведению внутривенных вливаний, тем раньше мы начнем помогать пациенту бороться с имеющейся в организме инфекцией. А от этого напрямую зависит исход заболевания.
Спецбригада по борьбе с ООИ ФМБА России неоднократно участвовала в медицинском обеспечении крупных спортивных мероприятий. А в 2015 году после Чемпионата мира по водным видам спорта в г. Казани перед нашими специалистами встала задача по участию в разработке отечественного транспортировочного изолирующего бокса.
«Это была кропотливая совместная работа с российской компанией — производителем средств индивидуальной защиты, — рассказывает Виталий Быков. — Учитывая все недостатки импортных изолирующих боксов, их недостаточную приспособленность к российскому климату, мы решили сделать свой одним из лучших в мире. Работали над этим в течение трех лет. Были сделаны значительные технические усовершенствования: увеличен температурный диапазон использования, время транспортировки, повышен уровень биологической безопасности.
Главное преимущество нашего бокса — он может работать при температуре до минус 30 градусов. Температурное ограничение для иностранного аналога — плюс 10 градусов. В условиях России, как вы понимаете, это важно.
В нашем боксе герметичная молния. В иностранном — молния не обладала этим свойством. Мы добавили встроенный манометр. Теперь медицинский персонал, который занимается транспортировкой, контролирует визуально давление внутри бокса, появилась возможность регуляции притока и вытяжки воздуха. В иностранных боксах идет всасывание воздуха и пассивный выход через фильтры. За счет этого отрицательное давление внутри капсулы достаточно маленькое. В отечественной модели создается больший поток воздуха, что делает пребывание пациента в боксе более комфортным.
И, наконец, мы решили проблему с безопасностью при потенциальной утечке биологических жидкостей. При длительной транспортировке это особенно важно. Мы заменили материал, из которого делается бокс, на более прочный. Улучшили рукава — манипуляторы со встроенными перчатками. Теперь можно безопасно проводить манипуляции, каждый раз не открывая бокс. Если заранее уложить в передаточный шлюз лекарства, которые могут понадобиться, при помощи рукавов-манипуляторов изнутри открывается герметичная молния, достается и вводится препарат, то же и с расходными материалами.
Включение и выключение оборудования бокса происходит с помощью электронного ключа.
И внутри, и снаружи бокса теперь стоят HEPA-фильтры. Если допустим, нужно пациента на самолете переправить на несколько тысяч километров, теперь это не проблема: мы увеличили время, в течение которого может проходить транспортировка по всем правилам, до 12−15 часов. А если сравнивать цены — наш в среднем на 15−20% дешевле. Но мы не производители и ничего не продаем. В настоящее время мы ждем, когда Росздравнадзор выдаст регистрационное удостоверение на это изделие. Данные о клинических испытаниях мы предоставили.
Следующий перспективный этап для нас - это участие в создании изолирующей палаты отрицательного давления российского производства.
«СП»: — Как выглядят учения, которые вы регулярно проводите?
— Такие учения — это комплексные занятия с привлечением различных заинтересованных структур. В 2014 году по инициативе начальника ЦМСЧ № 165 ФМБА России, ныне главного врача Клинической больницы № 85 ФМБА России Натальи Леонидовны Бондаренко были проведены первые межведомственные тактико-специальные учения. В них были задействованы учреждения ФМБА России и Роспотребнадзора. Эти учения проходят ежегодно под наблюдением экспертов Головного центра гигиены и эпидемиологии ФМБА России. Перед их проведением утверждается легенда, которая и отрабатывается на практике. Понятно, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации биологического характера, все должны действовать четко и слаженно. Имеется определённая схема информирования: кто кому и когда, в какой последовательности сообщает информацию, в том числе используя современные средства связи. Эту схему мы и проверяем на практике.
Получив команду «Сбор», бригада должна собраться и выехать — тайминг очень жесткий. Этот сигнал может поступить в любое время суток, поэтому её члены должны быть постоянно на связи и готовы оперативно прибыть в назначенную точку.
Кратность учений — не менее двух раз в год, кроме того, по отдельному плану проводятся межведомственные учения с участием смежных структур других ведомств и учреждений ФМБА России, которым мы оказываем методическую поддержку.
Весной 2018 г. наша специализированная бригада по ООИ была приглашена на учения, которые проводились в аэропорту «Внуково», где на практике отрабатывалась схема взаимодействия Роспотребнадзора, Департамента здравоохранения города Москвы, МВД и других ведомств.
«СП»: — Паника не началась среди пассажиров?
— Паники не было. Все происходило достаточно захватывающе. В начале
учений определили карантинную зону. В неё вошли пассажиры и авиалайнер.
Выставлено оцепление, работала бригада Центра экстренной медицинской помощи ДЗМ и Территориального центра медицины катастроф Московской области. Было полное приближение к реально возможным условиям.
Регулярные тренировки, современное оснащение, отработка практических навыков специалистами нашей бригады позволяют постоянно поддерживать необходимый уровень готовности к оказанию медицинской помощи пациентам с подозрением на ООИ.
Новости медицины: Ученые придумали новый метод омоложения организма
Охрана здоровья: Что такое простатит и как с ним бороться
Источник: Свободная Пресса