Депутаты городской думы Ростова-на-Дону предварительно одобрили передачу Центральной городской больницы в концессию, сообщает портал Южный федеральный со ссылкой на горадминистрацию Ростова.
Известно, что концессионером стала компания «РостовМедИнвест», подавшая соответствующее заявление в мэрию Ростова. Согласно договору, компания примет на себя обязательства построить на территории ЦГБ девятиэтажный хирургический корпус на 700 коек и 20 операционных на площади в 60 тысяч квадратных метров.
Сообщается, что в случае полного одобрения концессии компания должна будет в течение 29 лет полностью обслуживать все строения на территории ЦГБ в плане их технического ремонта. Также компания должна будет оказывать все медуслуги в рамках ОМС и будет иметь право на оказание платных услуг.
Стоит отметить, что сообщение о фактической приватизации городской больницы не может не вызывать тревоги. Сам факт того, что город-миллионник вынужден передавать частной фирме подобный объект, вызывает массу вопросов, главный из которых: в городской казне нет денег? Других вариантов «вытянуть» больницу не остается?
Или же это делается в рамках программы «оптимизации здравоохранения?
Напомним, эта программа уже вызвала массу вопросов у населения, привыкшего с недоверием относиться к подобным инициативам власти. В частности, опасение граждан вызывают такие меры, как сокращение финансирования здравоохранения (бюджетный маневр) или переход на одноканальную систему финансирования. Критике подвергается также один из самых заметных примеров «оптимизации» — сокращение и укрупнение медицинских учреждений, что вызывает опасения в том, что процесс попадания ко врачу станет гораздо более сложным и долгим.
Эксперты утверждают, что оптимизация здравоохранения привела к массовому закрытию больниц и падению качества медицинской помощи в России. Еще два года назад портал medrussia писал, что, по прогнозам, к 2021−2022 годам страна по количеству больниц может достигнуть дореволюционного уровня — 3 тысячи. В 2000 году их было 10,7 тысяч.
На этом фоне опасения по поводу новых реформ здравоохранения как у граждан, так и у экспертов выглядят весьма оправданными. Но передача в концессию? Не означает ли это серьезного шага к приватизации отрасли и к концу бесплатной медицины в России?
И насколько это вообще законно?
— У нас это, похоже, первый прецедент приватизации центральной больницы в миллионном городе, — комментирует произошедшее в Ростове главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Я помню, еще бабушку там навещал… В Грузии в свое время хлопотами Кахи Бендукидзе, который там был министром, приватизировали в Тбилиси все больницы и на вырученные деньги построили один медицинский центр. На весь миллионный Тбилиси… Законно ли это? Конечно, нет! Но разве приватизация 90-х была законной?
«СП»: — У города что нет денег на содержание больницы?
— Якобы у бюджета мегаполиса нет денег на постройку нового хирургического корпуса. А у ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированного в феврале, деньги есть… А так концессионеры получат 12 гектар земли в центре города. Наверно, будут ее использовать…
«СП»: — Согласно договору, компания примет на себя обязательства построить на территории ЦГБ девятиэтажный хирургический корпус на 700 коек и 20 операционных. Располагаться корпус будет на площади в 60 тысяч квадратных метров? Где они возьмут на это деньги?
— Схема известная еще с 99-х. ООО без истории берет деньги «из тумбочки». Скорее всего, это деньги из того же бюджета, но пропущенные через частные руки. Вообще, источников наживы в природе только два —бюджет и карман ближнего. Но горожане вроде не скидывались…
«СП»: — Будет ли дальнейшая приватизация больниц опираться на успех или провал этого прецедента?
— Думаю, именно так. Причем успех или неуспех будут определять заинтересованные лица. И я хотел бы прямо спросить свою однокурсницу Веронику Игоревну Скворцову — она вообще в курсе? Она одобряет? Или это вообще согласованная с ней афера?
«СП»: — Реформирование здравоохранения, происходящее в стране, вызывает у населения тревогу и основанное на жизненном опыте ощущение того, что все будет плохо. Насколько это оправдано?
— Это абсолютно оправданное беспокойство. У нас по части приватизации колоссальный негативный опыт. Неслучайно, наверно, ростовчане уже массово пишут петиции. Думаю, и акции протеста будут. Кстати, на том же заседании горсовета, что принял решение о концессии больницы, подал в отставку сити-менеджер… Так что инновация пройдет под присмотром врио. Отвечать никому неохота…
«СП»: — Есть ли неудачные примеры реформ в рамках оптимизации здравоохранения в стране? А удачные?
— На мой взгляд, вся реформа здравоохранения — это даже не неудача, а куда хуже. А удачные примеры мне неизвестны.
«СП»: — Можно ли это назвать началом конца бесплатного здравоохранения в России?
— Оно и так не бесплатное. Страховая медицина — это как раз отрицание бесплатной. А приватизация медучреждений лишь закономерный этап этого преступления. Мы имели лучшую в мире систему здравоохранения, разработанную Семашко. А сейчас стартапом приватизации медицины стала больница имени Семашко в Ростове. Символично.
— Ситуация с медицинским обслуживанием населения во многих регионах действительно кризисная, — уверен член бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Как и в целом с социальной сферой. Под лозунгами оптимизации и укрупнения зачастую просто закрываются школы, поликлиники и больницы в шаговой доступности. И людям приходится совершать целые путешествия, чтобы попасть в оставшиеся учреждения. Разумеется, детям, а особенно старикам это бывает сделать непросто. Или, например, поликлиника есть, но врачей там нет. Сокращены ставки, кто-то сам увольняется из-за низкой зарплаты, переезжает в более «хлебные» регионы. А местные чиновники радостно рапортуют наверх: в нашей поликлинике очередей нет! Конечно нет, ведь и специалистов, к кому можно занять очередь, также нет.
«СП»: — Вам ведь приходилось лично сталкиваться с подобным во время партийных командировок?
— В феврале этого года я с соратниками по партии выезжал в Кировскую область. Там в Шабалинском районе, прямо в райцентре сложилась именно такая ситуация. Пустая поликлиника, людям негде лечиться. Мы вынесли эту проблему на региональный уровень, собрали большой митинг с требованием к чиновникам заняться решением вопросов здравоохранения. Реакция властей была, мягко говоря, очень нервной. В день митинга, рано утром, на место прибыли аж четыре региональных министра, отвечающих за «социалку», собрали местных жителей в здании районной думы и долго рассказывали, как все прекрасно, по их мнению, обстоит с медицинским обслуживанием. Также в поликлинику буквально завезли врачей и начали проводить приемы. «Все нормально, не ходите на митинг!» — призывали местных жителей областные чиновники. Но народ все равно пришел на нашу встречу и выразил свое неполиткорректное мнение по теме.
Главный итог нашего «партийного десанта» был все-таки в том, что власти зашевелились и «волшебным» образом, как фокусники, явили миру реальных врачей. То есть проблему решить можно, но для этого приходится пинать бюрократов, пугая их протестной активностью. В целом же люди очень тревожно настроены к любым экспериментам в сфере здравоохранения, заранее считая, что их обманут и лишат имеющихся возможностей. И зачастую это правда. Впрочем, если бы социально-экономическая система России была нацелена именно на решение проблем граждан, на удовлетворение нужд населения, вопросы частичной или полной приватизации медицинских учреждений не вызывали бы столь болезненной реакции в обществе. Но главная проблема в том, что современная «социалка» используется чиновниками и предпринимателями зачастую исключительно в целях получения прибылей. Это происходит и в жилищно-коммунальной сфере, и в образовании, и в здравоохранении. А при таком целеполагании системы простым людям действительно есть, о чем беспокоиться.
— Деньги у миллионного города, естественно, есть, — уверен директор Института Инновационного Развития Виктор Яковчук.
— Как, например, у Москвы есть деньги на постройку и содержание дороги М-11 в аэропорт Шереметьево. И, если провести аналогию, то все автомобилисты платят налоги, которые должны идти на строительство дорожного хозяйства. И мы все платим налог 5,1% на медицинское страхование. Но причина в том, что денег не хватает. С одной стороны, несознательные граждане не берегут свое здоровье. И им нужно все более современные и дорогие лекарства, все более дорогое и современное оборудование.
С другой стороны, свободных финансовых ручейков осталось совсем немного. В результате, затеваются пробные эксперименты. А вдруг пройдет? Ведь прошли платные дороги.
«СП»: — Получившая концессию компания обязуется построить на территории ЦГБ девятиэтажный хирургический корпус на 700 коек и 20 операционных. Можно ли на это рассчитывать? Где они возьмут деньги? Платные услуги?
— Деньги найдутся. Тут, конечно, нужно смотреть бизнес план для лучшего понимания. В России очень много денег, которые осели в офшорах. Не забывайте, что деньги от продажи от крышевания бизнеса или банального распила очень тяжело вложить где-либо в мире. Это только так кажется, что можно вложить, например, в ценные бумаги или недвижимость за рубежом. Суммы уже от сотни миллионов рублей — это горящие деньги. Самый лучшие способ для отмывки и получения прибыли — это совместные с государством проекты в России. Я уверен, что в данном примере все чисто, но деньги на подобные проекты точно найдутся.
«СП»: — Станет ли успех этого прецедента основанием для масштабной приватизации медицины?
— Успех зависит от нас, граждан Российской Федерации. Если мы допустим частные концессии в здравоохранении, то это будет золотое дно для определенной категории граждан. Примерно, как переход в частные руки жилищно-коммунального хозяйства. Только заметно прибыльнее.
«СП»: — Реформа здравоохранения вызывает у граждан негативную реакцию, связанную с тревожными ожиданиями. Оправдано ли это?
— Это на 100% оправдано. Простые граждане будут «оптимизированы» и поставлены перед фактом, что все должны заботиться о своем здоровье сами. Не соглашаться на дешевый труд на вредных производствах или без страховки. И стайка проплаченных блогеров будет писать: как прекрасно, что у нас платное здравоохранение.
Неудачных примеров множество. Здравоохранение во всем мире в большом упадке. Но часто неудачи выдаются за положительные результат. Удачные тоже были. Это медицина в СССР или построенная по советскому принципу медицина в Великобритании.
«СП»: — Можно ли это назвать началом приватизации здравоохранения и как следствие — конца бесплатного здравоохранения в России?
— Я, как и все, надеюсь, что приватизации не будет. Хотя в правительстве России давно ходят идеи по увеличению доли частных клиник.
Читайте подробнее в материале «СП» «Пенсионное надувательство: Чем Минфин заманивает обманутых россиян в ИПК».
Источник: Свободная Пресса